Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А60-32523/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-1805/2008-АК
г. Пермь 10 апреля 2008года Дело № А60-32523/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 10.04.2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М. судей Щеклеиной Л.Ю, Нилоговой Т.С. при ведении протокола судебного заседания при участии: от заявителя ИП Касаткин Д.М.: не явился, извещен надлежащим образом от заинтересованного лица ИФНС России по г.Режу Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Режу Свердловской области на решение Арбитражный суд Свердловской области от 31 января 2008 года по делу № А60-32523/2007, принятое судьей Плюсниной С.В. по заявлению ИП Касаткин Д.М. к ИФНС России по г.Режу Свердловской области третье лицо: ГУ УПФ РФ в г. Реже Свердловской области о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
установил: Индивидуальный предприниматель Касаткин Д.М. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС по г. Режу Свердловской области о признании недействительным решения № 07-10/4295 от 24.10.2007г. в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм пени по авансовым платежам по страховым взносам в сумме 718,42 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008г. заявленные требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ИП Касаткину Д.М. на расчетный счет суммы 718,42 руб. Налоговый орган, не согласившись с решением суда, просит в апелляционной жалобе его отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылается на неправильное применение норм материального права – ст.ст. 8, 78,79 НК РФ. В судебное заседание представитель налогового органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Индивидуальный предприниматель Касаткин Д.М. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу инспекции, в котором указывает, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным. Третье лицо - ГУ УПФ РФ в г.Реже Свердловской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что доводы, изложенные в ней незаконны и необоснованны, и просит решение суда от 31.01.2008г. оставить без изменения, а жалобу инспекции без удовлетворения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 31.08.2007 г. ИП Касаткин Д.М. обратился в инспекцию с заявлениями на возврат переплаты по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 610,79 руб. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 232,35 руб. В подтверждение переплаты приложены платежные поручения (л.д.15-31). Письмом от 24.10.2007 № 07-10 инспекция в проведении указанного возврата отказала, сославшись на то, что налоговый орган не вправе осуществлять зачеты (возвраты) по страховым взносам без решения Арбитражного суда, поскольку в настоящее время не определен орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эту работу. Считая свои права нарушенными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 843,14 руб. До рассмотрения дела по существу предприниматель уточнил заявленные требования в части отказа Инспекции в возврате излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам в сумме 718,42 руб. (в том числе страховую часть в сумме 526,09 руб., накопительную часть в сумме 192,33 руб.). Обязывая налоговый орган возвратить данную сумму страховых взносов, суд первой инстанции исходил из того, что такая обязанность в соответствии с действующим законодательством лежит на органах ФНС России, в связи чем оснований для отказа в возврате у инспекции не имелось. Вывод суда является правильным, соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Контроль за правильностью исчисления и уплатой данных взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ). Поскольку указанный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ, регламентирующие такой порядок. В соответствии с пунктами 7,9 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Указанный порядок в соответствии с п. 14 ст.78 НК РФ также применяется в отношении зачета и возврата сумм излишне уплаченных пеней. Предусмотренный статьей 78 НК РФ порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» основные источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены согласно приложению 11.1 к настоящему закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним). В приложении 11.1 в качестве администратора поступлений в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, установлена Федеральная налоговая служба (код 182). Из рассмотренных законодательных актов следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона. Таким образом, реализация права страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлена путем его обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган в порядке, установленном главой 12 НК РФ. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что у предпринимателя имеется переплата пени по страховым взносам в общей сумме 718,42 руб. в том числе, направляемым на финансирование накопительной части в сумме 192,33 руб. и страховой части трудовой пенсии 526,09 руб. Факт излишней уплаты страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается. Довод налогового органа о том, что судом при вынесении решения не учтено, что у заявителя имелась недоимка по пени по страховым взносам на ОПС, направленные на выплату страховой и накопительной части отклоняется по следующим основаниям. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно п. 1 ст. 26 Закона N 167-ФЗ обеспечивается пенями. При этом пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки (п. 2 ст. 26 Закона N 167-ФЗ). Таким образом, Законом N 167-ФЗ не предусмотрена возможность начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Минфин России, письмом от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168, при рассмотрении вопроса о начислении пени на суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование рекомендовал налоговым органам руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47, в котором говорится о том, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 не предусматривает нормы, распространяющейся на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, налоговый орган не вправе начислять пени на суммы просроченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Из карточки налогового обязательства ИП Касаткина Д.М. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховой части (л.д.48-50) видно, что налоговый орган производит начисление пени на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам на ОПС. На основании этого у предпринимателя образовалась недоимка по пени в сумме 220,35 руб. Доказательств в подтверждение своей позиции, что за предпринимателем числится недоимка по пени в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, накопительной части в сумме 68,38 руб., налоговым органом не представлено. Довод инспекции о том, что судом первой инстанции не определено в каком размере необходимо произвести возврат излишне уплаченных сумм пени конкретно по страховой и накопительной части не влечет отмены решения суда. Для надлежащего исполнения судебного акта апелляционная инстанция разграничивает сумму переплаты пени по страховым взносам на ОПС 718,42 руб., подлежащую возврату на расчетный счет заявителя: страховую часть в сумме 526,09 руб., накопительную часть в сумме 192,33 руб. С учетом изложенного, решение суда от 31.01.2008г следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС по г. Режу Свердловской области - без удовлетворения. В соответствии со статьей 104 АПК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае, если она внесена в большем размере, чем это требуется по закону, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 950 рублей подлежит возврату ИФНС России по г. Режу Свердловской области по платежному поручению N 47 от 21.02.2008, как излишне уплаченная. Руководствуясь статьями 104, 258,266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л : Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2008 г. по делу №А60-32523/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Режу Свердловской области – без удовлетворения. Возвратить ИФНС России по г. Режу Свердловской области из федерального бюджета госпошлину в сумме 950 рублей (девятьсот пятьдесят рублей), излишне уплаченную по платежному поручению №47 от 21.02.2008г. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru Председательствующий: Н.М. Савельева Судьи: Л.Ю.Щеклеина Т.С.Нилогова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А60-29518/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|