Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу n А71-10714/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-1757/2008-АК
г. Пермь 02 апреля 2008 года Дело № А71-10714/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р. А. судей Гуляковой Г.Н., Щеклеиной Л.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С. при участии: от заявителя ООО «Пермтрансгаз» - Шайхаттарова Г.С., паспорт 5703 933869, доверенность № 23д-0268 от 10.09.2007г., Ефремов А.В., паспорт 5703 311292, доверенность № 23д-0055 от 04.02.2008г.; от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике - Безумова Л.А., удостоверение УР № 242626, доверенность № 8 от 08.01.2008г.; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике на решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 января 2008 года по делу № А71-10714/2007, принятое судьей Глуховым Л.Ю. по заявлению ООО «Пермтрансгаз» к Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике о возврате из бюджета 2 206 062,34 руб. процентов, установил: ООО «Пермтранснгаз» обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о возврате (перечислении) из бюджета Удмуртской Республики и местного бюджета 2 206 062,34 руб. процентов, начисленных на сумму 26 621 031,46 руб. налога на прибыль, излишне взысканного в региональный и местный бюджеты, согласно расчету процентов, начисленных за период со следующего дня за днем взыскания 27.06.2007г. по день возврата (с 28.03.2007г. по 27.06.2007г.). Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2008г. заявленные требования удовлетворены: на Межрайонную ИФНС России № 3 по Удмуртской Республики возложена обязанность в месячный срок произвести перечисление из бюджета Удмуртской Республики и местного бюджета соответственно 2 206 062,34 руб. процентов, начисленных на сумму налога на прибыль 26 621 031,46 руб., излишне уплаченную в указанные бюджеты, на расчетные счета ООО «Пермтраснгаз». Не согласившись с вынесенным решением, Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республики обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном применении норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что налоговым органом не были применены принудительные меры по взысканию налогов, поскольку требование об уплате налога не является мерой принуждения. Следовательно, отсутствуют основания для применения к настоящему спору положений ст. 79 НК РФ, касающихся начисления процентов. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. ООО «Пермтрансгаз» на основании решения участника № 22 от 14.01.2008г. изменило фирменное наименование на ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Данные изменения зарегистрированы в ЕГРЮЛ и внесена запись о государственной регистрации изменений 28.01.2008г., что подтверждается свидетельством серии 59 № 003170419. ООО «Газпром трансгаз Чайковский» представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, поскольку согласно Определения Конституционного суда РФ от 27.12.2005г. № 503-О требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая в свою очередь также обеспечена мерами государственного принуждения такими как обращение взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика, приостановление операций по счетам в банке и т.д. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Москве по результатам проведенной выездной налоговой проверки ООО «Пермтрансгаз» по вопросам соблюдения налогового законодательства вынесено решение № 83/53-14 от 19.05.2006г. о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании данного решения налоговым органом было выставлено требование № 153А об уплате налога на прибыль и пени (в отношении филиалов) по состоянию на 22.05.2006г. (л.д. 10-11) в общей сумме 26 624 874,85 руб. со сроком исполнения до 09.06.2006г. В связи с тем, что требование осталось без исполнения, Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской республике 19.06.2006г. вынесены решения №№ 7433-7441 о взыскании налога и пени в соответствующие бюджеты региональный Удмуртской республики и местные в принудительном порядке на основании ст. 46 НК РФ. Данные решения налогоплательщиком получены 30.06.2006г. 27.06.2006г. общество платежными поручениями №№ 6499-6561 уплатило налог на прибыль и пени согласно требованию № 153А в общей сумме 26 624 874,85 руб. Решением арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-36524/06-118-252 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Москве № 83/53-14 от 19.05.2006г., в том числе в части доначисления налога на прибыль и пени в сумме 26 624 874,85 руб., и требование № 153А от 22.05.2006г. в этой же части. Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006г. и Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.04.2007г. по делу № А40-36524-118-252 решение суда первой инстанции оставлено без изменений. 01.03.2007г. ООО «Пермтрансгаз» направило в Межрайонную ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике заявление № 19-0150/1406 о возврате из бюджета Удмуртской Республики налога на прибыль и пени, а также процентов, начисленных на сумму 24 926 695,93 руб. с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 28.06.2006г. по день уплаты на его расчетный счет (л.д. 38-39). 16.04.2007г. общество представило в налоговый орган заявления № 19-0388/2561 и № 19-0389/2560 о возврате из местного бюджета 231 110,49 руб. и 1 311 188,14 руб. налога на прибыль и пени 26 343,96 руб., а также процентов с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 28.06.2006г. по день уплаты на его расчетный счет (л.д. 40-43). С 23.03.2007г. по 27.06.2007г. налоговый орган указанные заявления удовлетворил в части и перечислил на расчетный счет общества платежными поручениями №№ 796, 605, 418, 590, 593 налог на прибыль и пени в общей сумме 26 621 031,46 руб. Проценты не начислил и на расчетный счет не перечислил. ООО «Пермтраснгаз» в налоговый орган вновь направлены заявления о возврате процентов согласно расчету от 23.05.2007г. № 19-505/3474 и № 19-506/3473, а также от 19.07.2007г. № 19-681/4869 (л.д. 44-49). 28.04.2007г. письмом за № 10-23/5515, 06.06.2007г. письмом за № 7586, 03.08.2007г. письмом за № 10-21/11711 налоговый орган отказал в возврате процентов (л.д. 66-68), мотивируя отказ тем, что уплата налога и пени производилась обществом добровольно, взыскания налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ не производилось. Общество, полагая, что отказ инспекции не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение требования налогового органа об уплате налога – принудительное взыскание налога и осуществление мер государственного принуждения. Данный вывод соответствует материалам дела и действующему законодательству. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение. Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиком вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер НК РФ предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (п.1 ст. 69 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать, в частности, сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69); в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках; взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика; решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункты 1, 2 и 3 статьи 46); при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации об этих счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание (пункт 7 статьи 46, абзац первый пункта 1 статьи 47); для обеспечения исполнения решения о взыскании налога в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (пункт 2 статьи 76); как инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании и перечислении налога в бюджет, так и решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежат безусловному исполнению банком (пункт 4 статьи 46, пункт 4 статьи 76); постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», при этом исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (абзац второй пункта 1, пункт 4 статьи 47). Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке). Данная позиция выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005г. № 13592/04 и определении Конституционного суда РФ от 27.12.2005г. № 503-О. Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом по требованию денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки. Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 79 названного Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. При этом статья 79 Кодекса не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания. Как следует из материалов дела, налог на прибыль и пени в общей сумме 26 624 874,85 руб., доначисленные по результатам выездной налоговой проверки по решению № 83/53-14 от 19.05.2006г., уплачены обществом 27.06.2006г. по платежным требования во исполнение требования № 153А от 22.05.2006г. Впоследствии решение налогового органа и указанное требование в данной части было признано недействительными. С учетом позиции Президиума ВАС РФ и Конституционного суда РФ, согласно которой положение абзаца 1 п. 4 ст. 79 НК РФ предполагает Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу n А60-30340/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|