Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А18-663/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А18-663/2010 Регистрационный номер 16АП-2814/10 (1)
резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2010 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей Белова Д.А., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д., рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее по тексту – Управление) на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.10.2010 по делу № А18-663/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Универсальный крытый рынок» (далее по тексту – общество) г. Назрань Республики Ингушетия об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности (судья Гелисханова Р.З.), в судебное заседание явились представители: Управления: Балаев А.С. (по доверенности), общества: директор Накастхоев С.М., У С Т А Н О В И Л: Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным постановления № 31 от 28.06.2010 и незаконным постановления № 32 от 28.06.2010, вынесенные Управлением по делам об административных правонарушениях. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия заявленные обществом требования удовлетворены, обжалуемые постановления по делам об административных правонарушениях признаны незаконными. Судебный акт мотивирован отсутствием в деяниях общества составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 8.2., 8.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс). Управление не согласилось с принятым судом первой инстанции решением и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В своей жалобе Управление также указало, что общество нарушило требования природоохранного законодательства. В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве, одновременно просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителей, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.10.2010 по делу № А18-663/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 07.06.2010 руководителем Управления издано распоряжение № 10/30 о проведении проверки в отношении общества по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок проведения проверки установлен до 29.06.2010. 22.06.2010 Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 54, из которого следует, что на момент проверки 14.06.2010 общество осуществляет производственно-хозяйственную деятельность без специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. 22.06.2010 Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 55, из которого следует, что на момент проверки 14.06.2010 предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность без документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 29.06.2010 по результатам проведённой проверки Управлением составлен акт № 35, из которого следует, что в период с 2009 до момента проверки общество осуществляло производственно-хозяйственную деятельность без специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также без разрешения на размещение отходов. Согласно постановлению о назначении административного наказания № 31 от 28.06.2010 общество признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В оспариваемом обществом постановлении указано, что в процессе хозяйственной деятельности общество накапливает бытовые отходы. Источниками накопления являются: кафе, пекарня, магазины, аптеки, навесы, торговые точки, автостоянка. Кроме того, водоснабжение общества осуществляется от водопроводной сети г. Назрань, слив хозбытовых стоков осуществляется в выгребную яму. Таким образом, общество оказало негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением статей 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998, а также статьи 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002. Статьей 8.2. Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Между тем, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/2008. Подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена редакция статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998, согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы и включен новый вид деятельности – деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. Следовательно, законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2. Кодекса за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (Данная правовая позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2010 по делу № А53-5609/2010). Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотрена в статье 8.1 Кодекса. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. Кодекса, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Управление не доказало, что общество осуществляет деятельность, в процессе которой образуются или складируются отходы в смысле, предаваемом Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998. С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в деяниях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. Кодекса. Согласно постановлению о назначении административного наказания № 32 от 28.06.2010 общество признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.21. Кодекса и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей. В оспариваемом постановлении указано, что общество осуществляет эксплуатацию стационарных источников, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, без специального разрешения. При этом стационарными источниками Управление считает автомобили продавцов, ввозящих и вывозящих продукцию и товары. Таким образом, источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на территории, имеющейся открытой автостоянки, являются транспортные средства. Данные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют о нарушении обществом части 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 02.04.1999. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 02.04.1999 под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 02.04.1999 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена частью 1 статьи 8.21. Кодекса. Субъектами данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий. Следовательно, разрешение на выброс загрязняющих веществ (устанавливающее нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для источников выбросов) выдается конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную деятельность с использованием данного источника выбросов. Основные виды деятельности общества определены в Уставе, из которого не следует, что хозяйственная деятельность общества связана с эксплуатацией источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В материалах дела отсутствуют сведения о конкретизации количества выброшенных вредных веществ, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались, какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились. В обжалуемом постановлении № 32 от 28.06.2010 отсутствуют сведения о том, какие вредные вещества выбрасывались в воздух, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. Также, Управлением не представлено доказательств о том, что обществом был нарушен Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 02.04.1999 при сливе хозбытовых стоков в выгребную яму. Кроме того, как следует из материалов дела, общество не является субъектом вменяемых ему в вину правонарушений, так как на основании договора аренды нежилого помещения от 08.10.2009 весь комплекс зданий, принадлежащих заявителю, передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Универсальный крытый рынок». Данный факт подтверждается техническим паспортом, в котором указаны все принадлежащие обществу нежилые помещения. Также, деятельность по организации розничного рынка осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Универсальный крытый рынок», о чем свидетельствует выданное Администрацией г. Назрань разрешение №1 от 01.04.2010. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А63-8307/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|