Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу n А61-772/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело №А61-772/10 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-2255/2010(2) резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 года постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2010 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семёнова М.У., судей: Белова Д.А., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2010 года по делу №А61-772/2010 (судья Бекоева С.Х.) об отказе в иске к Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания об оспаривании предписания третье лицо: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, при участии в судебном заседании представителя ООО "Кавказрегионгаз" Лукъянчикова М.И., УСТАНОВИЛ: Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2010 отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» (далее – общество, заявитель) о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – служба по тарифам) от 04.03.2010 № 2 о прекращении в срок до 17.03.2010 применения температурных коэффициентов и пересчете в пользу потребителей ранее учтенных (с 01.01.2010) при начислении оплаты за газ значений. Общество обжаловало решение, просит отменить его и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель указывает на ошибочность вывода судебного акта о том, что приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Ростехрегулирование) об утверждении температурных коэффициентов не подлежал применению, поскольку не прошел процедуры опубликования и регистрации, установленные для нормативных правовых актов. По мнению заявителя, обжалуемое предписание вынесено с превышением полномочий, т.к. температурный коэффициент не является элементом тарифного регулирования, находящегося в сфере регулирования службы по тарифам. В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные доводы. Служба по тарифам и Ростехрегулирование, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, отзывов на апелляционную жалобу не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей службы по тарифам и Ростехрегулирования, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, общество является поставщиком газа на территории Республики Северная Осетия-Алания и на основании приказа Ростехрегулирования от 02.12.2009 №4399 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2010 года» при расчетах за газ с потребителями, приборы учета которых не имеют корректоров по температуре и давлению, использовала в целях определения фактически потребленного объема газа соответствующие температурные коэффициенты. Служба по тарифам направила обществу предписание от 04.03.2010 № 2 о прекращении в срок до 17.03.2010 применения температурных коэффициентов и пересчете в пользу потребителей ранее учтенных (с 01.01.2010) при начислении оплаты за газ значений. Предписание мотивировано тем, что приказ Ростехрегулирования от 02.12.2009 №4399 считается не вступившим в законную силу. Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым иском. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции согласился с доводами службы по тарифам о том, что приказ Ростехрегулирования от 02.12.2009 №4399 является нормативно-правовым актом и до его официального опубликования и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не должен был применяться. Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод сделан без учета следующих обстоятельств. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В силу пунктов 1 - 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. В соответствии с пунктом 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила № 307), в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. Указанные Правила, являясь нормативным правовым актом, носят обязательный, а не рекомендательный характер, и опубликованы в установленном законом порядке ("Российская газета", N 115, 01.06.2006, "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2501). Согласно пункту 1 и разделу 2 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. Пунктом 9 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 №194-э/12), установлено, что розничные цены на газ рассчитываются и устанавливаются в рублях с учетом в цене налога на добавленную стоимость за 1000 м3 газа, приведенных к стандартным условиям. Пунктами "о", "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство, а также стандарты, эталоны, метрическая система отнесены к ведению Российской Федерации. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. ГОСТом 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" утвержденным Госстандартом СССР 16 апреля 1963 года установлены условия для определения объема газов. Нормальные (стандартные) условия: по температуре 20 С, давлению 760 мм рт. ст., влажности 0%. ФГУП "ВНИИ метрологической службы" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с названными нормативами разработана и утверждена Типовая методика выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации, согласно которой в случае, если потребителем используются приборы учета газа без температурной компенсации, показания этих приборов используются в расчетах с использованием температурных коэффициентов. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Ростехрегулирование осуществляет, в том числе, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. В силу пункта 7 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного указанным постановлением, Ростехрегулирование не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Таким образом, Ростехрегулирование, как контролирующий орган в области обязательности применения ГОСТов и технических регламентов, своими приказами утверждает не новое положение об обязательности применения температурных коэффициентов, а подтверждает их размер, рассчитанный ФГУП «ВНИИ метрологической службы» и утверждает свод таблиц на определенный период времени. В этой связи официальное опубликование и регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации приказа Ростехрегулирования от 02.12.2009 №4399 «Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2010 года» не имеет практического значения и его применение осуществляется не вопреки, а в соответствии с законом (т.е. с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами № 307) и установленный предписанием службы по тарифам от 04.03.2010 № 2 запрет на их применение неправомерен. Кроме того, апелляционный суд приходит к выводу, что при выдаче предписания службой по тарифам допущено превышение установленных вышеназванным Положением о Федеральной службе по тарифам полномочий, т.к. температурный коэффициент не является элементом тарифного регулирования и направлен на определение физического параметра – объема фактически потребленного газа. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В нарушение данного требования суд первой инстанции необоснованно посчитал доказанными обстоятельства, на которых построены доводы службы по тарифам о законности оспариваемого обществом предписания. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены принятого им решения. Расходы общества, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 6 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях, на основании статьи 110 АПК РФ подлежит возмещению службой по тарифам. Суду первой инстанции в порядке части 2 статьи 319 АПК РФ следует выдать исполнительный лист на взыскание указанной суммы. При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2010 года по делу №А61-772/2010 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» удовлетворить. Признать недействительным и отменить предписание Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2010года № 2 как несоответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Взыскать с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» 6 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания .
Председательствующий М.У. Семёнов Судьи Д.А. Белов О.В. Марченко Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу n А63-6619/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|