Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по делу n А63-18202/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

 

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная. 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: info(a),16aas.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                     Дело № А63-18202/2009

02 ноября 2010 г.                                                                                 Вх. № 16АП-2324/2010

Резолютивная часть  постановления объявлена 28.10.2010,

полный текст постановления изготовлен 02.11.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П., судей Казаковой Г.В., Джамбулатова С.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Кипкеевым Р.Д., при участии представителей истца – общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» - Новикова Д.А. (доверенность от 01.01.2010 № 01-0011), Лытягиной Л.Н. (доверенность от 01.01.2010 № 01-0087), от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю – Бондаренко А.Н. (доверенность от 19.01.2010), Воротинцевой Е.С. (доверенность от 19.01.2010), в отсутствие Министерства финансов Ставропольского края, МДОУ «Детский сад № 11», педагогов МДОУ «Детский сад № 11», извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2010 по делу № А63-18202/2009 (судья Гинтовт Е.Н.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 28 108 руб. 09 коп. убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление  и освещение в 2006 году членам семьи совместно проживающих с педагогическими работниками МДОУ «Детский сад № 11» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Решением от 27.07.2010 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате газа за отопление и освещение  у общества отсутствуют в связи с переплатой педагогическими работниками МДОУ Детский сад № 11 за газовые плиты.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что суд неправомерно произвел взаимозачет, спорная задолженность подтверждается материалами дела, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда не имелось.

Министерство финансов Ставропольского края, отзыв на апелляционную жалобу не представило, заявило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.

Министерство финансов Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что решение суда законно и обоснованно. Правильность решения от 27.07.2010 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей сторон, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 10.01.2006 между обществом (поставщик) и МДОУ Детский сад № 11 (учреждение) был заключен договор № 49/06-6/15-1-0380/06 предметом которого является предоставление мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с решением Совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2005 № 59-1 «Об утверждении Положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского муниципального района Ставропольского края»» (далее - Положение о мерах социальной поддержки). В соответствии с названным Положением финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится за счет средств бюджета Грачевского муниципального района Ставропольского края, а также за счет средств бюджета Ставропольского края при наличии дополнительного финансирования в виде субсидий. В 2006 году общество предоставило педагогическим работникам учреждения льготы по оплате природного газа на отопление и освещение.

Согласно расчету истца задолженность составила 28 108 руб. 09 коп. (в том числе 4 287 руб. 67 коп. - НДС).

В обоснование своих требований о взыскании убытков общество представило в материалы дела договор от 10.01.2006 № 49/06-6/15-1-0380/06, реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы, документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников учреждения, имеющих право на льготы, счета-фактуры, акты сверки взаимных расчетов, копии сводных реестров. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

При рассмотрении спора апелляционный суд установил, что в 2006 году в бюджете Ставропольского края средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, не предусматривались. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление  и освещение, в связи с переплатой педагогами газа за варочные плиты, однако данный вывод не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований ООО «Ставропольрегионгаз», поскольку встречный иск о возврате неосновательно полученных денежных средств в счет компенсации расходов по предоставлению льгот в суде первой инстанции не заявлялся, в связи с чем у суда отсутствовали основания для проведения взаимозачета.

При таких обстоятельствах требования о взыскании убытков за счет Российской Федерации подлежат удовлетворению, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому исковые требования взыскиваются за счет казны Российской Федерации.

Вместе с тем апелляционный суд считает  неподлежащим иск общества в части включения в сумму затрат НДС.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по НДС.

В силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 названного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, общество не должно было включать в размер расходов, заявленных к возмещению, НДС.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неверном толковании норм права, а исковое заявление ООО «Ставропольрегионгаз» подлежит частичному удовлетворению в сумме 23 820 руб. 42 коп., в связи с исключением суммы НДС в размере 4 287 руб. 67 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Минфина России в пользу общества надлежит взыскать расходы общества по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в общей сумме 2 952 руб. 81 коп.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2010 по делу № А63-18202/2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью Ставропольрегионгаз» 23 820 рублей 42 копейки затрат и 2 952 рубля 81 копейку расходов по уплате государственной пошлины  по иску и апелляционной жалобы.

В остальной части иска отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                                                                   А.П. Баканов

Судьи:                                                                                                                   Г.В. Казакова

С.И. Джамбулатов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по делу n А63-19006/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также