Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу n А15-724/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А15-724/2010 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-2219/10 (1) резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2010 полный текст постановления изготовлен 23.09.2010 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семенова М.У., судей Мельникова И.М., Баканова А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 по делу № А15-724/2010 (судья Аблешова Н.Б.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан об оспаривании решения и предписания третье лицо – Комитет по ветеринарии Республики Дагестан при участии в судебном заседании представителей: от Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан заявителя – Сулейманова С.А.; от Комитета по ветеринарии Республики Дагестан – Попандопуло С.М. У С Т А Н О В И Л: Из материалов дела следует, что приказом Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан (далее – министерство) № 09 от 12.02.2010 в целях недопущения необоснованного роста цен на платные ветеринарные услуги и улучшения материальной базы ветеринарных учреждений Департамента по ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан (далее – департамент) утвержден прейскурант цен на платные ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями департамента, в том числе и на услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на поднадзорные грузы физическим и юридическим лицам независимо от формы собственности (приложение № 2 к приказу). Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее – управление) решением от 17.03.2010 № 1/1-ОВ/2010, принятым по обращению ООО «Кизлярский мясокомбинат» (далее – общество), признало министерство нарушившим пункт 2 частии 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), указав, что выдача ветеринарных сопроводительных документов является функцией государственного ветеринарного надзора и не может регулироваться Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 898 (далее – Правила оказания ветеринарных услуг), а взимание платы за их выдачу препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, хранения и реализации продуктов и сырья животного происхождения и, тем самым, ограничивает конкуренцию, ущемляет интересы указанных хозяйствующих субъектов. На основании указанного решения управление выдало предписание от 17.03.2010 № 50-01/957 об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем признания утратившим силу приложения № 2 к названному приказу и опубликования в средствах массовой информации сообщения об отмене платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов на животных, пищевые продукты, продовольственное и техническое сырье животного происхождения, корма для животных. Министерство обжаловало решение и предписание в суд, считая их нарушающими права его учреждения на осуществление деятельности для реализации целей, предусмотренных законодательством, просило суд признать их незаконными и обязать управление опубликовать в средствах массовой информации опровержение о нарушении министерством антимонопольного законодательства. Решением от 14.07.2010 Арбитражный суд Республики Дагестан удовлетворил иск в части оспаривания решения и предписания, производство по делу в остальной части прекратил в связи с принятием отказа от иска в этой части. Признавая решение и предписание управления незаконными, суд указал на их несоответствие Закону о защите конкуренции, поскольку выдача ветеринарных сопроводительных документов действующим законодательством не определена как функция государственного ветеринарного надзора и отнесена к платным услугам. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение, указывая на ошибочность данного вывода суда первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что суд неправомерно не принял во внимание, что решение и предписание управления не могут нарушать права министерства в виду отсутствия у него правомочий на утверждение расценок на ветеринарные услуги. Кроме того, управление полагает, что судом допущено нарушение процессуальных норм, поскольку к участию в деле не привлечено общество, арбитражное дело рассмотрено с участием Комитета по ветеринарии Республики Дагестан (далее – комитет), хотя к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлекался департамент. Министерство в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, утверждая на их несоответствие фактическим обстоятельствам и, просит оставить в силе решение суда первой инстанции. Представители министерства и комитета в судебном заседании поддержали доводы отзыва и указали на то, что в ходе разбирательства дела департамент был упразднен с передачей функций вновь образованному комитету. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ решение подлежит проверке только в части удовлетворения иска, поскольку управлением фактически обжалуется указанная часть судебного акта, при этом лица, участвующие в деле, не заявили возражений. Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании присутствующих представителей участников дела, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации установлен запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; Положением «О Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан» от 26.05.2006 № 89, предусмотрено, что министерство является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой области иных республиканских органов исполнительной власти. В пункте 5 данного документа предусмотрено, что министерство осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении департаментов по ветеринарии и по регулированию продовольственных рынков. Согласно Положению «О Департаменте по ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан» от 26.05.2006 департамент является государственным органом в сфере ветеринарии, осуществляющим руководство по реализации программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства, по охране территории от заноса заразных болезней животных, по государственному ветеринарному и ведомственному ветеринарно-санитарному надзору и контролю за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации. В силу пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации (далее – Положение о ветеринарном надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 (в редакции от 16.04.2001 № 295) органами государственного ветеринарного надзора являются управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе станции по борьбе с болезнями животных. Правила оказания ветеринарных услуг, разработанные и утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее – Закон о ветеринарии), определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе. Указанными Правилами к платным услугам отнесены оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.). Статья 3 Закона о ветеринарии не относит к исключительному ведению Российской Федерации в области ветеринарии вопросы выдачи ветеринарных сопроводительных документов на платной основе, данные вопросы могут быть урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание нормы Закона о ветеринарии, Положения о ветеринарном надзоре и Правил оказания ветеринарных услуг, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не связана с мероприятиями по осуществлению государственного контроля (надзора), который проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)". В этой связи установление министерством соответствующих расценок на указанные услуги не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, переработки, транспортировки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных. Таким образом, вывод оспариваемого судебного решения о недоказанности (вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ) в действиях министерства нарушений, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, апелляционный суд находит обоснованным. Доводы жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права подлежат отклонению на основании следующего. Заявление министерства принято к производству суда первой инстанции определением от 14.05.2010 и этим же определением в порядке статьи 51 АПК РФ департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора. Материалами дела подтверждается, что департамент упразднен и его функции на территории Республики Дагестан согласно Указу Президента Республики Дагестан от 22.04.2010 № 120 и постановлению Правительства Республики Дагестан от 14.05.2010 № 142 переданы вновь образованному комитету. Статьей 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. В судебном заседании 16.06.2010 вопрос о замене департамента на комитет обсуждался, представителю комитета предложено представить доказательства правопреемства, соответствующие распорядительные указания содержатся в определении о завершении подготовки дела и назначении судебного разбирательства на 08.07.2010. Судом первой инстанции не принималось отдельного определения по этому поводу, но в судебное заседание 08.07.2010 представитель комитета был допущен, оспариваемое судебное решение позиционирует комитет в статусе третьего лица. Это означает, что судом первой инстанции фактически осуществлена замена в деле третьего лица. В отношении довода управления о необходимости участия в арбитражном деле инициатора дела о нарушении антимонопольного законодательства, апелляционный суд руководствуется позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". В частности, в пункте 26 данного постановления указано, что при рассмотрении дел по заявлению об обжаловании решения или предписания антимонопольного органа, поданному лицом, в отношении которого это решение вынесено (которому предписание выдано), судам следует иметь в виду, что в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании части 1 статьи 51 АПК РФ в дело могут вступить иные лица, участвовавшие на основании статьи 42 Закона о защите конкуренции в деле о нарушении антимонопольного законодательства. К таким лицам относятся: лица, заявления которых послужили основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы оказались затронутыми в связи с рассмотрением упомянутого дела. Указанным лицам не может быть отказано во вступлении в дело со ссылкой на то, что судебный акт по рассматриваемому делу не может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. В деле отсутствуют и управлением не представлено доказательств, подтверждающих заявление обществом соответствующего ходатайства. Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не подлежит отмене, поскольку перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену указанного решения, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 159, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 по делу № А15-724/2010 в части удовлетворения заявления Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан. Председательствующий М.У. Семенов Судьи И.М. Мельников А.П. Баканов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу n А63-1162/2010. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|