Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу n А22-251/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А22-251/2010 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-2183/10(1,2) резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2010 полный текст постановления изготовлен 21.09.2010 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2010 (судья Конторова Д.Г.) по делу № А22-251/2010 по иску индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Шин-Цаг» Мусаева Ильяса Ибрагимовича к Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка и к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о понуждении заключить договор аренды земельного участка в присутствии в судебном заседании представителей: от заявителя – Санджиновой О.С. от Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования – Сасыкова А.Г. от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования – Басхаева Н.Б. У С Т А Н О В И Л: Решением от 16.07.2010, принятым по заявлению индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Шин-Цаг» Мусаева И.И. (далее – предприниматель, истец), Арбитражный суд Республики Калмыкия обязал: Администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация) – принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 10 лет для осуществления крестьянской (фермерской) деятельности земельный участок площадью 245 га кадастровым номером 08:02:330101:30, расположенный примерно в 6 километрах по направлению на северо-запад от ориентира пос. Манцин Кец Манцинкецовского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия; Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования (далее – комитет) – после принятия администрацией указанного решения, заключить с предпринимателем договор аренды названного земельного участка сроком на 10 лет. Суд указал, что бездействие администрации по рассмотрению обращения предпринимателя с просьбой о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не соответствует Федеральному закону №74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) и администрация не доказала невозможность такого предоставления. В апелляционных жалобах администрация и комитет просят отменить решение и прекратить производство по делу. Содержащиеся в жалобах и изложенные представителями их подателей в судебном заседании доводы сводятся к тому, что суд первой инстанции не применил к спорным отношениям нормы пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон об обороте земель сельхозназначения), предусматривающей, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс, Кодекс), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Ответчики указывают, что такое сообщение не было опубликовано. Кроме того, по утверждению данных участников дела, предоставление заявителю спорного земельного участка невозможно ввиду того, что последний зарезервирован для целей предоставления в общедолевую собственность жителям Манцинкецовского сельского муниципального образования. Предприниматель отзыва на апелляционные жалобы в суд не направил, его представитель в судебном заседании указал на необоснованность доводов жалоб, просит оставить судебный акт без изменения по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дело проверяется в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и заслушав представителей участников дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалоб в виду установления следующего. Как следует из материалов дела, предприниматель зарегистрирован главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Шин-Цаг» постановлением администрации №426 от 25.11.2003 и 05.08.2009 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Не получив ответа, предприниматель обжаловал бездействие администрации в Арбитражном суде Республики Калмыкия. Решением от 07.12.2009 №А22-1389/2009 суд признал бездействие администрации незаконным и отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования о принятии администрацией какого-либо решения по его обращению. В последующем, 15.01.2010 прокуратурой Ики-Бурульского района было внесено представление по факту продолжающегося бездействия администрации по рассмотрению обращения предпринимателя от 05.08.2009. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя 10.03.2010 в суд с настоящим иском. Согласно содержащемуся в пункте 2 статьи 22 и пункте 6 статьи 27 Земельного кодекса общему правилу земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (изъятых из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом; оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Пунктом 1 статьи 81 Кодекса установлено, что предоставление гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения земель сельскохозяйственного осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В пункте 4 данной статьи предусмотрено, что условия предоставления гражданам указанных земельных участков для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Нормы данной статьи, в частности, предусматривают, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны сведения о цели использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1). Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункты 3-5). Таким образом, специальными нормами пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве установлен особый порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В этой связи довод апелляционных жалоб о необходимости применения к спорным отношениям правовых норм Закона об обороте земель сельхозназначения подлежит отклонению, поскольку данный закон в силу прямого указания пункта 4 статьи 81 Земельного кодекса применяется только для случаев предоставления гражданам указанных земельных участков для сенокошения и выпаса скота По этому же основанию подлежит отклонению датированный 03.12.2009 отказ администрации в предоставлении земельного участка по мотиву несоблюдения процедуры, установленной статьей 10 Закона об обороте земель сельхозназначения. Суд первой инстанции дал правильную оценку доводу администрации о резервировании спорного земельного участка, поскольку несостоятельность данного довода следует из материалов дела. Так, выпиской из государственного кадастра недвижимости подтверждается, что спорный земельный участок находится в фонде перераспределения. В материалах дела имеются адресованное администрации письмо председателя внутрихозяйственной комиссии Манцинкецовского сельского муниципального образования от 05.05.2010 с просьбой о резервировании данного земельного участка для предоставления в общую долевую собственность гражданам, претендующим на получение земельной доли и дополнительный список граждан, имеющих право на получение земельных долей. Суд правомерно указал, что эти документы не могут служить основаниями для отказа в предоставлении предпринимателю в аренду данного земельного участка, т.к. администрацией не выполнены все условия, предусмотренные Порядком оформления прав граждан на земельные доли, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.07.2003г. №178, при соблюдении которых может быть принято соответствующее решение с последующей государственной регистрацией каждым гражданином из дополнительного списка права на земельную долю, после чего у каждого из них возникнет право общей долевой собственности, подлежащее защите. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент обращения предпринимателя с требованием о предоставлении спорного земельного участка в аренду такое препятствие, как необходимость резервирования указанного участка для целей предоставления его в общедолевую собственность, не существовало. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиками не оспаривается соблюдение предпринимателем требований статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве при обращении в администрацию 05.08.2009, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что администрацией было проявлено длительное незаконное бездействие по разрешению обращения предпринимателя, наличие у последнего права на владение земельным участком в режиме аренды и необходимость судебной защиты этого права путем обязания администрации принять решение о предоставлении земельного участка предпринимателю, а комитет – заключить с предпринимателем договор аренды. Таким образом, суд первой инстанции всесторонне и полно рассмотрел дело и пришел к обоснованным выводам и оспариваемое решение не подлежит отмене, поскольку перечисленных в части 4 статьи 274 АПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену указанного решения, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено. Вопрос о судебных расходах в виде государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции рассмотрению не подлежат, т.к. податели жалоб освобождены от ее уплаты на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь статьями 159, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.07.2010 по делу № А22-251/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Калмыкия. Председательствующий М.У. Семенов Судьи Д.А. Белов З.М. Сулейманов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу n А22-689/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|