Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2010 по делу n А18-83/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А18-83/10 13 сентября 2010 г Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 г., полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2010 г. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей Белова Д.А., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.06.2010 по делу №А18-83/10 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ингушнефтепродукт» к обществу с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз», Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия об отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия и признании общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» нарушившим Федеральный Закон №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (судья Цицкиев Б.У.), при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «Ингушнефтепродукт» - Додова М.М. доверенность №325 от 20.12.2008, от общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз»– не явились, извещены (уведомление №536915) от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия – не явились, извещены (уведомление №536922). УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Ингушнефтепродукт» (далее – ООО «Ингушнефтепродукт») обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействительным и отмене решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (далее – антимонопольный орган) от 28.12.2009 по делу №82-1135/01; признании общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» (далее – ООО «Кавказрегионгаз») нарушившим нормы статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»; признании ООО «Ингушнефтепродукт» коммунально-бытовым потребителем газа в соответствии с частью 2 п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 №738) и п. 3.21,8 Стандарта организации «Газораспределение. Термины и определения СТО Газпром РД 2.5-141-2005»; признании пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 и 3.7 договора №14-2-0797/10 от 01.11.2009 на поставку газа для ООО «Ингушнефтепродукт», связанных с планированием норм потребления газа и применением санкций за нарушение этих норм несоответствующими ст. 329, 330, 332, 420 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и исключении их из условий договора. Решением суда от 10.06.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным и отменено решение антимонопольного органа от 28.12.2009 по делу №82-135/01. ООО «Кавказрегионгаз» признано нарушившим нормы статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». ООО «Ингушнефтепродукт» в соответствии с частью 2 пункта 17 Правил поставки газа в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 №738) и пунктом 3.2.18 Стандарта организации «Газораспределение. Термины и определения СТО Газпром РД 2.5-141-2005» признано коммунально-бытовым потребителем газа. Пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, и 3.7, связанные с планированием норм потребления газа и применением санкций за нарушение этих норм в договоре №14-2-0797/10 от 01.11.2009 на поставку газа для ООО «Ингушнефтепродукт» признаны несоответствующими нормам статей 329, 330, 332, 420, и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и исключены из условий договора. Судебный акт мотивирован тем, что ООО «Ингушнефтепродукт» является коммунально-бытовым потребителем в силу части 2 п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, в связи с чем, условия о планировании потребления газа вплоть до суточной нормы и применение санкций за нарушение этих условий в договоре на поставку газа, являются незаконными. Не согласившись с принятым решением, ООО «Кавказрегионгаз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.06.2010 по делу №А18-83/10 отменить, в заявленных требованиях ООО «Ингушнефтепродукт» отказать. Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Ингушнефтепродукт» является коммунально-бытовым потребителем газа, поскольку деятельность ООО «Ингушнефтепродукт» направлена на реализацию нефтепродуктов, то есть извлечение прибыли, а не на оказание коммунально-бытовых услуг. ООО «Кавказрегионгаз», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие. От ООО «Ингушнефтепродукт» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество считает решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.06.2010 по делу №А18-83/10 законным и обоснованным. В судебном заседании представитель ООО «Ингушнефтепродукт» доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал. Антимонопольный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие. В судебном заседании от 06.09.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 08.09.2010 до 15 часов 40 минут. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя ООО «Ингушнефтепродукт», и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.06.2010 по делу №А18-83/10 подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между ООО «Ингушнефтепродукт» и филиалом ООО «Кавказрегионгаз» в Республике Ингушетия ежегодно заключаются договоры на поставку газа. 24.07.2009 ООО «Ингушнефтепродукт» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой просило признать незаконными требования ООО «Кавказрегионгаз» в планировании потребления газа вплоть до суточной нормы (пункты договора 2,1, 2,2, 2,3, 2,8, 3,1, 3,3, 3,4, 3,5, 3,6 и 3,7), а также применение санкций за нарушение этих условий, предусмотренных п. 3.2, 3.3, 3.4, и 3.5 в типовых, в том числе заключенных с истцом договорах, ссылаясь на то, что оно потребляет газ в коммунально-бытовых целях, а не в производственных (делу присвоен номер 82-1135/01). Решением антимонопольного органа от 28.12.2009 производство по делу №82-1135/01 о нарушении антимонопольного законодательства прекращено, в связи с отсутствием в действиях ООО «Кавказрегионгаз» нарушений антимонопольного законодательства по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Ингушнефтепродукт» в Арбитражный суд Республики Ингушетия с настоящим заявлением. Основанием для возникновения спора между ООО «Ингушнефтепродукт» и ООО «Кавказрегионгаз» послужило заключение договора поставки газа от №14-2-0797/10 от 01.11.2009 без учета того, что ООО «Ингушнефтепродукт» должно быть отнесено к коммунально-бытовым потребителям, в связи с чем, к нему не могут быть применены условия в планировании потребления газа вплоть до суточной нормы Признавая ООО «Ингушнефтепродукт» коммунально-бытовым потребителем и удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, положения которых обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, а также стандартом организации «Газораспределение. Термины и определения СТО Газпром РД 2.5-141-2005». В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); 4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8) создание дискриминационных условий; 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В силу статьи 26 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа; сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен. Статья 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под потребителем газа (абонентом газоснабжающей организации) понимает юридическое или физическое лицо, приобретающее (покупающее) газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. В соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором с применением повышающего коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями. Для отнесения лица к категории коммунально-бытового потребителя должна быть определена цель приобретения им топливно-энергетических ресурсов. Законодательство в области газоснабжения не предусматривает отнесение к категории коммунально-бытовых потребителей (либо приравненных к ним) любого участника рынка газа в отношении той части газа, которая используется в конечном итоге на коммунально-бытовые нужды (ВАС А32-24639/2008, ФАС А32-24218/2007). Как видно из материалов дела, ООО «Ингушнефтепродукт» является коммерческой организацией, деятельность ООО «Ингушнефтепродукт» направлена на реализацию нефтепродуктов, то есть извлечение прибыли, в связи с чем, ООО «Ингушнефтепродукт» не относится к коммунально-бытовым потребителям. Отопление производственных помещений ООО «Ингушнефтепродукт», используемых в предпринимательской деятельности, не относится к комунально-бытовым нуждам. Следовательно, установление ООО «Кавказрегионгаз» в договоре поставки газа от №14-2-0797/10 от 01.11.2009 условий о планировании потребления газа вплоть до суточной нормы нельзя признать навязыванием невыгодных условий ООО «Ингушнефтепродукт». Оснований для удовлетворения требований о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа от 28.12.2009 по делу №82-1135/01; признании ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим нормы статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»; признании пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 и 3.7 договора №14-2-0797/10 от 01.11.2009 на поставку газа для ООО «Ингушнефтепродукт», связанных с планированием норм потребления газа и применением санкций за нарушение этих норм несоответствующими ст. 329, 330, 332, 420 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и исключении их из условий договора, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2010 по делу n А25-226/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|