Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2010 по делу n А15-397/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Ессентуки Дело №А15-397/2010 26 июля 2010 года Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2010, дата изготовления постановления в полном объеме 26.07.2010
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей: Жукова Е.В., Винокуровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником суди Батуриным В.А. при участии в судебном заседании представителей: от ответчика: от ОАО «Дагагроснаб» - Каяев А.А. – доверенность от 15.06.2010, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2010 по делу №А15-397/2010 (судья Магомедов Т.А.) по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан к администрации муниципального образования «Новолакский район», муниципальному образованию «Новолакский район», ОАО «Дагагроснаб» третьи лица: Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, СПК «Правда» о расторжении договора поручительства от 14.01.2008 №7, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к администрации муниципального образования «Новолакский район», ОАО «Дагагроснаб» (далее – общество) и муниципальному образованию «Новолакский район» (с учетом уточнения) о расторжении договора поручительства от 14.01.2008 №7. Исковые требования Управления мотивированы тем, что общество заключило с муниципальным образованием (от имени которого выступила администрация) договор поручительства от 14.01.2008 №7 без проведения публичных процедур, что повлекло ограничение конкуренции ввиду неразмещения публичной информации о возможности такой поддержки органом местного самоуправления заинтересованных хозяйствующих субъектов. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что заключение договора поручительства в данном случае нельзя признать оказанием муниципальной помощи, поскольку данная сделка не направлена на передачу имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке – то есть не содержит обязательного признака, указанного в пункте 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Управлением не представлены доказательства обязательности предоставления гарантии на конкурсной основе, доказательства нарушения прав или законных интересов других хозяйствующих субъектов. Кроме того, заключение договора поручительства обществом и муниципальным образованием было обусловлено заключением обществом и кооперативом договора лизинга и последующим обращением кооператива к администрации муниципального образования. Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2010, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, считая, что заключение договора поручительства в обеспечение обязательств СПК «Правда» является предоставлением муниципальной помощи этому сельхозпредприятию. Суд первой инстанции необоснованно указал, что управлением не представлены доказательства обязательности предоставления гарантии на конкурсной основе, поскольку Закон о защите конкуренции является единственным актом, регламентирующим предоставления муниципальной помощи конкретному хозяйствующему субъекту. Кроме того, вывод суд об отсутствии полнимой у антимонопольного органа на обращение в суд с требованиями о расторжении договоров, без ходатайства лица, права которого нарушены, является необоснованным. В отзывах на апелляционную жалобу общество и муниципальное образование «Новолакский район» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После перерыва рассмотрение дела начато заново по существу в связи с заменой судьи Казаковой Г.В. на судью Жукова Е.В. по причине отпуска судьи Казаковой Г.В. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя общества, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 11.01.2008 общество и СПК «Правда» (далее - кооператив) заключили договор финансового лизинга №Н2-ЗР/1. Предметом договора явилась передача во временное владение и пользование по заявке кооператива тракторов ДТ-75 ДЕС и МТЗ-82.1 с правом последующего выкупа. Данные трактора были закуплены обществом в собственность с использованием бюджетных средств на возвратной основе, полученных на основании результатов открытого конкурса, проведенного Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан (далее – министерство) в 2007 году, о чем между обществом и министерством был подписан государственный контракт №106 (далее – контракт). В соответствии с условиями данного контракта обществом был проведен конкурс на закупку продукции, победителями которого признаны ООО «Агропромэнерго» (тракторы ДТ-75 ДЕС) и ООО «Белагросельхозснаб» (тракторы МТЗ-82.1). Согласно пункту 2.2 контракта распределение техники на условиях лизинга производится в соответствии с распределением министерства. Кооператив обратился в министерство с заявкой о выделении тракторов, которая была удовлетворена. Согласно утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.05.2003 №118 Порядку обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой арены (лизинга) гарантии уплаты последующих лизинговых платежей должны включать в себя одно из следующих требований: поручительство органов местного самоуправления, залог ликвидного имущества, гарантии коммерческих банков и др. Во исполнение условий указанного Порядка обществом и администрацией муниципального образования «Новолакский район» (далее – муниципальным образованием) заключен договор поручительства от 14.01.2008 №7 в целях обеспечения обязательств кооператива по уплате последующих лизинговых платежей. Приказом Управления Федеральной от 27.05.2009 №142 было возбуждено дело №56 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении администрации муниципального образования, выразившегося в заключении договора поручительства с обществом без проведения публичных процедур и уведомления антимонопольного органа. Решением от 03.02.2010 комиссия Управления по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признала администрацию муниципального образования нарушившей требования части 1 статьи 15 и части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении договора поручительства с обществом в обеспечение обязательств кооператива. Управлению предложено обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора поручительства. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке (пункт 20 статьи 4 Закона о конкуренции в редакции, действовавшей на момент заключения договора поручительства от 14.01.2008 №7). Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи определен в статье 20 Закона, согласно которой государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, перечисленных в части 1 данной статьи. Статья 21 Закона о конкуренции (действовавшая на момент заключения договора поручительства от 14.01.2008 №7) предусматривает, что в случае, если акты о предоставлении государственной или муниципальной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, в том числе по иску антимонопольного органа. В соответствии со статьей 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган, в частности, осуществляет полномочия по заключению договоров, изменению условий договоров или о расторжении договоров. При этом антимонопольный орган вправе обратится в суд соответствующим иском о расторжении договора в том случае, если исполнение соответствующего договора приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции и лицо, право которого нарушено или может быть нарушено, заявит соответствующее ходатайство. Такая же правовая позиция изложена в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Между тем, в материалах дела отсутствует такое ходатайство лица, право которого нарушено или может быть нарушено, что в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с вышеуказанными положениями статьи 23 Закона о конкуренции само по себе влечет отказ в удовлетворении исковых требований антимонопольного органа. В материалах дела также отсутствуют доказательства нарушения прав или законных интересов других хозяйствующих субъектов. Заключение договора поручительства обществом и муниципальным образованием было обусловлено заключением обществом и кооперативом договора лизинга и последующим обращением кооператива к администрации муниципального образования. Другие хозяйствующие субъекты в администрацию муниципального образования не обращались. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, заключение договора поручительства в рассматриваем случае нельзя признать оказанием муниципальной помощи, поскольку данная сделка не направлена на передачу имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке – то есть не содержит обязательного признака, указанного в пункте 20 статьи 4 Закона о конкуренции. При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Управления о том, что в спорной ситуации заключение договора поручительства возможно только с проведением публичных процедур (конкурса, торгов). Так, в силу статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Согласно пункту 1 статьи 115 данного Кодекса государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Таким образом, договор поручительства от 14.01.2008 №7 фактически является муниципальной гарантией и должен соответствовать требованиям бюджетного законодательства. Редакция статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации на момент заключения договора поручительства от 14.01.2008 №7 не содержала требований о проведении конкурса, а порядок заключения договора поручительства соответствует требованиям, содержащимся в статьях 115 и 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ), а потому доводы заявителя апелляционной жалобы в этой части судом отклоняются. Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Эти же доводы были проверены при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка. Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому предусмотренных законом оснований для его отмены нет. На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2010 по делу №А15-397/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев. Председательствующий С.А. Параскевова
Судьи Е.В. Жуков Н.В. Винокурова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2010 по делу n А63-18872/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|