Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу n А20-1567/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А20-1567/2009 23 июля 2010 г. Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Мельникова И.М., Баканова А.П., при ведении протокола судьей Мельниковым И.М. рассмотрев апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2010 по делу № А20-1567/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 09.06.2009 и предписания от 09.06.2009 № 06/19-09 (судья Пономарев С.М.), при участии в заседании: от ООО «Кавказрегионгаз»: представитель по доверенности Москалева В.В. от 19.10.2009 № 169-09 (уведомление 56449); от УФАС по КБР: не явились, извещены (уведомление 56447); от ООО КБ «Бум-Банк»: не явились, извещены (уведомление 56453); У С Т А Н О В И Л: Общество с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» (далее – ООО «Кавказрегионгаз», общество) обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании недействительными (незаконными) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, г.Нальчик (далее - УФАС РФ по КБР, антимонопольный орган) от 09.06.2009 (исходящий № 07/2349 от 15.06.2009) и предписания № 06/19-09 от 09.06.2009 (исходящий № 07/2350 от 15.06.2009) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и просит их отменить (с учетом ст. 49 АПК РФ). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО Коммерческий банк «Бум-Банк» (далее – ООО КБ «Бум-Банк», банк). Решением суда от 22.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано, по тем основаниям, что включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора. Не согласившись с принятым решением, ООО «Кавказрегионгаз» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.04.2010 и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, антимонопольный орган не представил доказательств навязывания условий договора. В отзыве на апелляционную жалобу ООО КБ «Бум-Банк» просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель ООО «Кавказрегионгаз» в судебном заседании просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы УФАС по КБР, ООО КБ «Бум-Банк» не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия УФАС по КБР, ООО КБ «Бум-Банк». Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Как следует из материалов дела, 28.01.2009 банк направил в адрес филиала общества по КБР письмо о согласовании возможности поставки природного газа для проектируемой котельной. 09.02.2009 в адрес банка поступило письмо от 09.02.2009 №15-11/303-АГ, подписанное заместителем директора филиала общества в КБР Губачиковым А.Ю., в котором было указано, что для принятия решения по обращению банка о согласовании возможности поставки природного газа для проектируемой котельной, банку необходимо направить в адрес общества документы: письмо-обращение к руководству общества в соответствии с приложением; копию платежного поручения; согласованный со стороны банка Проект договора поставки газа с отлагательными условиями; справку о технической готовности газопотребляющего оборудования. Также в письме было указано, что после направления указанных документов филиал общества в КБР вернется к рассмотрению пакета документов банка для дальнейшего оформления ходатайства в ООО «Кавказрегионгаз» для согласования использования природного газа в качестве топлива. К названному письму приложен проект договора на поставку газа на 2009 год и образцы писем-обращений к руководству. 19.02.2009 банком в адрес общества направлено письмо о заключении договора поставки газа от 06.02.2009 №15-2-4107/09Д, а также документы и обращение на имя генерального директора общества и директора филиала общества в КБР; подписанный со стороны банка договор поставки газа от 06.02.2009 №15-2-4107/09Д с протоколом разногласий от 19.02.2009; акт о приемке законченного строительства объекта системы газоснабжения от 27.11.2007 и договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования от 17.02.2009 №22. Письмом от 18.03.2009 №1-14/820ВМ ООО «Кавказрегионгаз» отклонило протокол разногласий к договору поставки газа от 06.02.2009 №15-2-4107/09Д. Данные обстоятельства установлены судебными актами по арбитражному делу №А63-3696/09-С3-13 и не оспариваются представителями сторон. ООО КБ «Бум-Банк» обратилось в УФАС РФ по КБР с заявлением о нарушении со стороны ООО «Кавказрегионгаз» антимонопольного законодательства при заключении долгосрочного договора поставки газа. Антимонопольный орган решением от 09.06.2009 признал ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части навязывания невыгодных условий договора поставки газа ООО КБ «Бум-Банк»; предписанием от 09.06.2009 обязал ООО «Кавказрегионгаз» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 04.07.2009, путем исключения из договора поставки газа, заключенного между ООО «Кавказрегионгаз», в лице филиала в Кабардино-Балкарской республике и КБ «Бум-Банк» ООО (от 06 февраля 2009г. №15-2-4107/09Д) штрафных коэффициентов (навязывание необоснованных штрафных коэффициентов 1,9 и 1,5 вместо 1,5 и 1,1) противоречащих пункту 17 «Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа, Правила). УФАС РФ по КБР вынесены определения от 08.09.2009г. об исправлении описки (опечатки) в решение и предписание от 09.06.2009г. Посчитав вынесенные Решение и Предписание по делу №06/19-09 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.06.2009 недействительными, ООО «Кавказрегионгаз» обратилось в суд. Отказывая в удовлетворении требований ООО «Кавказрегионгаз» суд руководствовался следующим. Общество с ограниченной ответственностью «Кавказская региональная компания по реализации газа» в лице филиала ООО «Кавказрегионгаз» в КБР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов, по позиции оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом (ОКВЭД- 51.51.3). Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием. В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию. Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Из пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной нежели та, которая установлена в договоре. В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. ООО КБ «Бум-Банк», получив проект договора поставки газа и не согласившись с некоторыми из его условий, направило протокол разногласий, который ООО «Кавказрегионгаз», в том числе и в отношении пункта 3.5, был отклонен. Между тем в этом пункте договора предусмотрен «штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, который определяется следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора». Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года. Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа. То есть упомянутым договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа. Таким образом, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора. Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 N 15747/08. Как следует из материалов дела ООО Коммерческий банк «Бум-Банк» также обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ООО «Кавказрегионгаз» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 06.02.2009 № 15-2-4107/09Д по пунктам 2.1, 3.3., 3.5, 4.8, 5.5.1.1, 5.5.1.2, 5.5.4 и пункту 8.1 договора, из них: пункты 3.3, 3.5, 4.8 и 5.5.1.2 договора банк просит исключить из текста договора, а абзац 1 пункта 2.1, пункты 5.5.1., 5.5.4 и абзац 2 пункта 8.1 договора банк просит принять в своей редакции. Решением суда от 03.07.2009 №А63-3696/09-С3-13 исковые требования банка удовлетворены частично. Абзац 1 пункта 2.1, пункт 5.5.1.1 и абзац 2 пункта 8.1 договора принят в редакции покупателя. Пункты 5.5.1.2 и 5.5.4 договора приняты в редакции поставщика. Пункты 3.3, 3.5 и 4.8 исключены из текста договора. 03 марта 2010 года решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2009 по делу № А63-3696/09-С3-13 оставлено без изменения апелляционной инстанцией, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. Суд первой инстанции указал, что при таких обстоятельствах требования ООО «Кавказрегионгаз» удовлетворению не подлежат. Апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции. Довод заявителя жалобы об отсутствии с его стороны действий по навязыванию условий договора отклоняется апелляционным судом, поскольку как следует из материалов дела направленный в адрес заявителя протокол разногласий по пункту 3.5 договора, заявителем отклонен, банку предложено рассмотреть вопрос об ином виде топлива. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут быть приняты в качестве основания отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют. Государственная пошлина уплачена заявителем при подаче апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.04.2010 по делу № А20-1567/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. Председательствующий И.А. Цигельников Судьи: И.М. Мельников А.П. Баканов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу n А63-3258/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|