Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу n А61-2441/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 22 июля 2010 года Дело №А61-2441/2009 г. Ессентуки Регистрационный номер апелляционного производства 16АП-1365/10 (1)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В. (судья – докладчик), Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чотчаевым Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.04.2010 по делу №А61-2441/2009, принятое судьей Агаевой А.В., по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мир Безопасности» к Государственному учреждению здравоохранения республиканской детской клинической больнице Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, с участием третьего лица – Правительства Республики Северная Осетия-Алания в лице Администрации главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 3 909 836 рублей 00 копеек, в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Мир Безопасности» и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомления №№ 50308 6, 50304 8, 50309 3),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Мир Безопасности» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Государственному учреждению здравоохранения республиканской детской клинической больнице Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее – больница, ответчик), Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 3 909 836 рублей 00 копеек. Определением от 24.03.2010 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания. Определением от 15.04.2010 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Северная Осетия-Алания в лице Администрации главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Решением от 27.04.2010 Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания взыскал с больницы (основного должника), а при недостаточности денежных средств с собственника имущества - Республики Северная Осетия-Алания (субсидиарного должника) в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества 3 909 836 рублей 00 копеек основного долга; взыскал с больницы в пользу общества 31 049 рублей 18 копеек в возмещение расходов на оплату госпошлины; в иске к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания отказал; взыскал с больницы в доход бюджета Российской Федерации 11 500 рублей госпошлины. Решение суда первой инстанции в части взыскания денежных средств с ответчика мотивировано подтверждением материалами дела исполнения истцом своих обязательств. Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания с решением суда первой инстанции от 27.04.2010 не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.04.2010 изменить, взыскав сумму долга в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания. Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания считает неправомерным привлечение судом первой инстанции к субсидиарной ответственности Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания. Также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания отвечает критериям, предъявляемым к главному распорядителю бюджетных средств, установленным пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывает, что Законом Республики Северная Осетия-Алания от 31.12.2008 №70РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», утверждена Ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2009 год, из которой усматривается, что Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания является главным распорядителем средств бюджета по подведомственным ему получателям бюджетных средств. В связи с этим Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания считает, что в качестве субсидиарного ответчика по обязательствам государственных учреждений здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания следует привлекать Республику Северная Осетия-Алания в лице Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания. Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.04.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, в отсутствие представителей общества и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к удовлетворению апелляционной жалобы исходя из следующего. Согласно материалам дела, между истцом и ответчиком был заключен государственный контракт №38 от 28.07.2009 на поставку продукции для нужд Республики Северная Осетия-Алания, согласно условиям которого истец поставил ответчику товар (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре). Истец свое обязательство по передаче товара согласно государственному контракту №38 от 28.07.2009 на поставку продукции для нужд Республики Северная Осетия-Алания выполнил на общую сумму 3 909 836 рублей, что подтверждается материалами дела, в том числе актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных ответчиком (том 1, листы дела 17-40). С учетом того, что ответчик подтвердил оказание ему услуг истцом на сумму 3 909 836 рублей, задолженность не оплатил, суд первой инстанции исходя из положений статей 307, 309, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано взыскал с ответчика 3 909 836 рублей. Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая в иске к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, правомерно исходил из следующего. Как правильно установил суд первой инстанции, на 2009 год больнице статья 226 «Прочие услуги» была утверждена на общую сумму 2 940 000 рублей, фактическое исполнение указанной статьи составило 1 623 533 рубля 41 копейку. Как следует из материалов дела, от Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания средства по назначению - расходы на пожарную сигнализацию, не перечислялись (том 1, листы дела 93-94). Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно произвел взыскание при недостаточности денежных средств с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания. Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не оспаривает, что больница является учреждением, полностью финансируемым за счет бюджета, имущество учреждения является государственной собственностью Республики Северная Осетия-Алания и закреплено за ним на праве оперативного управления. В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения. Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что на основании пункта 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований. В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Из представленных в материалы дела документов следует, что финансирование Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания и, соответственно, больницы, для оплаты основного долга в полном объеме в 2009 году не произведено. Правовой статус больницы и неспособность отвечать по обязательству независимо от основания его возникновения являются условиями для субсидиарной ответственности собственника по обязательствам созданного им учреждения, в данном случае Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов бюджета. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания отвечает критериям, предъявляемым к главному распорядителю бюджетных средств, установленным пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Факт того, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания является государственным органом исполнительной власти, имеющим право представлять интересы казны Республики Северная Осетия-Алания, заявитель апелляционной жалобы не опровергает. На основании изложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации правомерно в иске к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания отказал и взыскал с больницы (основного должника), а при недостаточности денежных средств с собственника имущества - Республики Северная Осетия-Алания (субсидиарного должника) в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества 3 909 836 рублей 00 копеек основного долга. Нормы материального права при разрешении спора судом первой инстанции применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда первой инстанции, отсутствуют. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, которое от ее уплаты освобождено. Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.04.2010 по делу №А61-2441/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания. Председательствующий С.А. Параскевова Судьи Н.В. Винокурова Е.В. Жуков Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу n А63-19485/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|