Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2007 по делу n А61-1128/06-12. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                      Дело № А61-1128/06-12

03 сентября 2007 г.                                          Регистрационный номер

                                                                      апелляционного производства  16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1167/07                     

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Дударова М.М. – доверенность №2710 от 28.01.07г.

от ответчика: Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» - Григорьянц Р.Р. – доверенность №46 от 30.08.07г.

рассмотрев апелляционную жалобу

Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия»

на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.07г. по делу №А61-1128/06-12

по иску Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей к Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинскому отделению физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия»

третьи лица: Министерство по делам молодежи физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, ФКУ АМС г. Владикавказ

о взыскании 357 759 рублей 82 копейки,  

    

УСТАНОВИЛ:

 

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (далее -предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском о взыскании из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания 357 759 рублей 82 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением с 01.01.01 по 28.02.06 льгот по оплате тепловой энергии общественной организации Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» (далее - общественная организация) на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.94 № 171 и приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания от 17.04.95 № 36.

Определением от 04.07.06 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

Определением от 16.08.06 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена общественная организация (л. д. 40).

Решением от 31.10.06 с Министерства финансов Республики Северная Осетия -Алания в пользу предприятия взыскано 357 759 рублей 82 копейки. В части требования к общественной организации производство по делу прекращено.

Суд исходил из того, что в 2001-2005 годах истец отпускал общественной организации тепловую энергию в количестве, предусмотренном договором от 01.01.99 № 8-004, Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.94 № 171 и приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания от 17:04.95 № 36 в отношении объектов (спортивных сооружений), в которых осуществляется подготовка олимпийского резерва, установлена льгота по оплате тепловой энергии (в размере 50%). Во исполнение указанных актов теплоснабжающая организация предоставляла данную льготу общественной организации (владеющей такими спортивными сооружениями). Поэтому сумма выпадающих доходов истца за период с 01.01.01 по 28.02.06 (357 759 рублей 82 копейки) подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации (в лице финансового органа), установившего соответствующие льготы (л. д. 81).

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 06.03.2007г. решение от 31.10.2006г. отменено, дело передано на новое рассмотрение. Суду предложено разрешить спор на основе всестороннего и полного исследования и оценки как имеющихся в материалах дела, так и дополнительно представленных сторонами документов.

При новом рассмотрении дела истец, в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с надлежащего ответчика 404.324руб. 69коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию за период с 01.01.2007г. по 30.04.2006г.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.07г. с Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» взыскано в пользу Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей 404 324руб. 69коп. С Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» взыскано в доход бюджета РФ 9586руб.49коп. госпошлины. В иске к Министерству финансов РСО-Алания отказано. Принимая решение суд, исходил из следующего.

Факт потребления ответчиком (общественной организацией) тепловой энергии, ее объем и стоимость не оспаривается сторонами и подтверждается счетами-фактурами, выставленными предприятием тепловых сетей в соответствии с условиями договора и принятыми потребителями – общественной организацией. Всего Рессовету ФСО профсоюзов «Россия», выставлено счетов и поставлено энергии на сумму 808 649руб. 37коп. С учетом 50% оплаты оказанных услуг по теплоснабжению задолженность составила 404.324руб.69коп.  

Постановление Правительства РСО-Алания от 28.11.94г. №171 и приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания от 17.04.95г. №36 (установившие льготы) в установленном порядке не опубликованы в связи, с чем они не могут быть нормативно-правовыми актами, обязательными для всеобщего исполнения.

Постановление Правительства РСО-Алания от 28.11.1994г. №171 и приказ Министерства ЖКХ РСО-Алания от 17.04.1995г. №36, которыми общественной организации представлены льготы по оплате коммунальных услуг в размере. 50%, не подлежали применению, так как не вступили в законную силу.

Не согласившись с Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.07г. Северо-Осетинское отделение физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскав 50 % от стоимости отпущенной тепловой энергии в сумме 404 324,69 рублей с Министерства Финансов Республики Северная Осетия-Алания, ссылаясь на то, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Порядок опубликования и вступления в силу Актов Президента Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия -Алания до 1996 года, а именно до принятия Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 19.08.1996 N 155 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания» не был определен. Закон № 558 от 19.01.1995 года был принят позже принятия постановления Правительства РСО-Алания № 171 от 23.11.1994 года, кроме того, его действие распространяется на нормативно-правовые акты принятые Парламентом РСО-Алания.

В материалах дела имеется письмо Министерства финансов РСО - Алания исх. № 1221 от 25.09.2002 года, в котором указывается, что Министерством финансов РСО-Алания готовится предложение об отмене или приостановлении действия Постановления Правительства РСО-Алания № 171 от 23.11. 1994 года. Действие указанного постановления подтверждается архивной справкой из архивного фонда «Администрации Президиума и Правительства РСО-Алания».

Еще одним подтверждением действия данного Постановления является Приложение №17 к Постановлению Правительства от 03.05.06. № 106 «О мерах по реализации Закона РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2006 год», в котором приведен перечень актов Правительства РСО-Алания утративших силу и в которые вносятся изменения в целях реализации Закона РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2006 год».

В отзыве на апелляционную жалобу ВМУП Тепловых сетей пояснило, что оно по состоянию на 01.05.06г. недополучило 404 324 рублей 69 копеек, за отпускаемую тепловую энергию. ВМУП Тепловых сетей оставляет на усмотрение суда за чей счет будут взысканы денежные средства в сумме 404 324 рублей 69 копеек.

В судебном заседании представитель Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскав 50 % от стоимости отпущенной тепловой энергии в сумме 404 324,69 рублей с Министерства Финансов Республики Северная Осетия-Алания.

В судебном заседании представитель ВМУП Тепловых сетей поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права,  доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично, а решение суда подлежит отмене, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей  (теплоснабжающая организация) и Северо-Осетинское отделение физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» (потребитель) заключили договор от 01.01.99 № 8-004 на отпуск тепловой энергии (л. д. 15). В пункте 3 договора стороны согласовали объем отпускаемой в год энергии на отопление (251 Гкал). Количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ежемесячно расчетным путем (с учетом температуры наружного воздуха и данным метеостанции) и доводится до потребителя в форме счета за прошедший период (пункт 9). Договор заключен на срок до 31.12.99 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует письменного заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре (пункт 22).

Из представленного приложения №1 (т.д. 2 л.д. 82) к договору (характеристика зданий, подключенным к сетям теплоснабжающей организации) следует, что тепловой энергией обеспечивался - один объект - здание борцовского зала. Общая потребность тепловой энергии залом вольной борьбы составляет 251 Гкал.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.94 № 171 «Об итогах международного матча по вольной борьбе (Сборная Мира - Сборная России, Сборная Мира - Сборная Осетии) и перспективах развития вольной борьбы в Республике Северная Осетия - Алания» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания предписано установить льготы в размере 50% по всем видам коммунальных услуг, оказываемых спортивным сооружениям, в которых проводится подготовка олимпийского резерва (т.д. 1 л. д. 65).

Во исполнение названного постановления приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания от 17.04.95 № 36 ряду предприятий, в том числе истцу, предписано установить льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50% для спортивных сооружений, среди которых указан республиканский стадион «Спартак» и зал вольной борьбы (т.д. л.д. 67).

Во исполнение договора истец отпускал ответчику - Рессовету ФСО профсоюзов «Россия» тепловую энергию в установленном количестве и сроки. Ответчик оплачивал полученную тепловую энергию в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания №171 в размере 50%. В результате чего, выпадающие доходы в связи с предоставлением льготы за период с 01.01.01г. по 01.04.06г. составили 404 327, 78 руб. (расчет задолженности – т.д. 2 л.д. 134-136).

Отпуск тепловой энергии истцом, подтверждается счетами-фактурами, имеющимися в материалах дела. Кроме того, объем предоставленной тепловой энергии по договору энергоснабжения - ответчиком - Северо-Осетинским отделением физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия» не оспаривается (отзыв – т.д. 3 л.д. 4).

Поскольку льгота, 50 % по оплате тепловой энергии, установлена Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания т.е. субъектом Российской Федерации, то оплату выпадающих доходов должно осуществлять Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, как распорядитель бюджетных средств субъекта Российской Федерации.       

Министерство Финансов Республики Северная Осетия-Алания в отзыве на иск заявило о применении к спорным правоотношениям исковой давности (т. 2, л.д. 100).

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 Кодекса установлен трехгодичный срок для защиты нарушенного права. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 Кодекса).

Истец обратился в арбитражный суд с иском 03.07.06г.

Срок исковой давности в части взыскания 133 267 рублей 74 копеек за период с 01.01.01г. по 02.07.03г. истек. В связи с этим в иске в этой части следует отказать.

В остальной части взыскания 271 056 рублей 95 копеек за период с 02.07.03г. по 30.04.06г. исковые требования обоснованны и подлежат взысканию с Министерства Финансов Республики Северная Осетия-Алания.

Вывод суда первой инстанции о том, что постановление Правительства РСО-Алания №171 не подлежало применению, так как не вступило в законную силу, в связи с тем что оно не было официально опубликовано является необоснованным и не подтверждается материалами дела.

Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания письмом исх. №1221 от 25.09.2003 года под­твердило наличие льготы сообщив при этом, что при формирова­нии бюджетов за 1994 по 2003г. средства на предоставление льготы не были преду­смотрены, а также о том что в настоящее время Министерством финансов РСО-Алания готовится предложение об отмене или приостановлении действия постановлением Правительства РСО-Алания №171.  

То обстоятельство, что субъект Федерации в своих законах о бюджетах не предусмотрел необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания №171, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, производимых организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, которые подлежат возмещению, в том числе путем взыскания в судебном порядке.

Учитывая изложенное, судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований в части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.07.07г. по делу №А61-1128/06-12 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей задолженность по оплате тепловой энергии в сумме 271 056 рублей 95 копеек. 

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                              С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                           А.П. Баканов

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2007 по делу n А15-692/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также