Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2010 по делу n А77-1328/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                          Дело № А77-1328/09

19 июля 2010 года                                               Регистрационный номер

                                                                              апелляционного производства 16АП-1110/10 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В. (судья-докладчик), Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Войсковой части 6790 на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу                 № А77-1328/09, принятое судьей Агаевым А.А., по иску Войсковой части 6790 к ОАО «Межрайэнерго» о признании незаконными действий энергоснабжающей организации, при участии в судебном заседании от Войсковой части 6790 – Калины А.А. (доверенность №6 от 10.02.2010), в отсутствие представителей ОАО «Межрайэнерго», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомления №№ 53296, 53298, 53299, 53300),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Войсковая часть 6790 (далее – войсковая часть, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к ОАО «Межрайэнерго» (далее – общество, ответчик) о признании незаконными действий энергоснабжающей организации в части, касающейся доначисления денежных средств за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 30.06.2008 и об обязании произвести  перерасчет денежных средств за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта 31 от 27.02.2008.

Решением от 01.03.2010 Арбитражный суд Чеченской Республики в удовлетворении заявления войсковой части к обществу о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и перерасчете денежных средств за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта отказал.

Суд признал правомерным применение обществом свободной цены при расчете задолженности с учетом положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила №530).

Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.03.2010, войсковая часть обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на следующее.

Войсковая часть считает неправомерным произведенный обществом перерасчет поставленной электроэнергии, поскольку указанные в государственном контракте №1 от 27.02.2008 лимиты электроэнергии по регулируемым тарифам войсковой частью не были исчерпаны. 

Правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрение апелляционной жалобу войсковой части было назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 12.07.2010.

В судебное заседание 12.07.2010 поступило ходатайство общества об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью представителя, которое апелляционным судом отклонено протокольным определением.

Изучив в судебном заседании материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя войсковой части, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 27.02.2008 между обществом и войсковой частью был заключен государственный контракт №1, предметом которого являлась поставка электроэнергии.

В пункте 4.1.4 сторонами согласована цена контракта, которая составляет 30 000 000 рублей. Названная цена согласно подпунктам 4.1.1, 4.1.4 контракта рассчитана исходя из тарифов на электрическую энергию, утвержденных постановлениями федеральной или региональной энергетической комиссии, а также постановлением Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики №43 от 21.12.2007, и с учетом величины поставки электрической энергии ориентировочно в размере 25 881 200 кВт/ч (приложение к госконтракту).

В августе 2008 года общество произвело доначисление за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 01.07.2008, выставив счет-фактуру №730-э от 11.08.2008, в которой содержится требование об оплате поставленной электроэнергии по нерегулируемым ценам.

Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и перерасчете денежных средств за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта.

Как было указано выше, отказывая в удовлетворении заявления войсковой части к обществу о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и перерасчете денежных средств за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения обществом свободной цены при расчете задолженности с учетом положений Правил №530.

Кроме того, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 109 Правил №530, счел, что оплата электрической энергии, потребленной сверх установленных объемов, может оплачиваться по свободным (нерегулируемым) ценам.

Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит отмене, требования войсковой части об обязании общества произвести перерасчет денежных средств за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта №1 от 27.02.2008 следует удовлетворить, исходя из следующего.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 5642/08 по делу № А13-3113/2007 Арбитражного суда Вологодской области определена правовая позиция по применению свободных (нерегулируемых) цен при расчетах за отпущенную электрическую энергию с учетом отсутствия соглашения сторон об их применении. В силу указанной позиции в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ) утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

Следовательно, после вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ для применения гарантирующим поставщиком свободных (нерегулируемых цен) к правоотношениям сторон по поставке электрической энергии необязательно внесение изменений в заключенный договор и положения Правил № 530 о нерегулируемых ценах применяются независимо от наличия в договоре такого условия.

Вместе с тем правовая позиция высшей судебной инстанции сформирована относительно договорных отношений, касающихся поставки электрической энергии.

Предметом настоящего иска являются правоотношения сторон, вытекающие из государственного контракта по размещению заказа на поставку электрической энергии, которые имеют свои особенности.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Государственный контракт всегда заключается в порядке размещения заказа, под которым понимаются осуществляемые по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, действия заказчиков по определению поставщиков в целях заключения с ними государственного контракта.

Статья 10 Закона № 94-ФЗ предусматривает размещения заказа путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона); без проведения торгов.

По итогам торгов заключается государственный или муниципальный контракт на условиях, содержащихся в конкурсной документации, документации об аукционе и в заявке участника, признанного победителем конкурса (аукциона).

При заключении и исполнении государственного контракта по результатам аукциона в силу части 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ по общему правилу не допускается (ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке) изменение условий, содержащихся в извещении о проведении аукциона; условий, содержащихся в документации об аукционе; цены, предложенной победителем аукциона (или лицом, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта).

В части 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ закреплено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

После определения победителя торгов на этапе заключения с ним договора заказчик вправе (по согласованию с победителем) увеличить количество поставляемого товара, доведя цену государственного контракта до начальной (максимальной) цены контракта, если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Цена единицы товара не должна превышать частное от деления цены, предложенной победителем торгов, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или аукциона (часть 6.5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, увеличение общей цены контракта возможно только при изменении количества поставляемого товара. Если же объем поставки соответствует предусмотренному договором, то основания для изменения цены не существует.

В связи с указанным поставщик несет риски, связанные с повышением цен на сырье, энергию и другие ресурсы, произошедшие в течение срока действия контракта.

С учетом изложенного основополагающим принципом законодателя, является принцип неизменности цены контракта.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о неприменимости к рассматриваемым правоотношениям сторон положения Правил № 530.

Согласно пункту 4.1.2 государственного контракта №1 от 27.02.2008 при изменении тарифов на электроэнергию, энергоснабжающая компания (общество) обязана уведомить заказчика (войсковую часть) с составлением дополнительного соглашения к данному государственному контракту, однако из материалов дела не усматривается составление сторонами дополнительного соглашения. 

Кроме того, апелляционный суд считает, что обществом не доказан факт потребления войсковой частью сверх установленного контрактом объема электрической энергии, в частности из вышеуказанной счет-фактуры №730-э от 11.08.2008 не усматривается факт потребления войсковой частью сверх установленного контрактом объема электрической энергии.

В заседании суда апелляционной инстанции войсковая часть заявила отказ от иска в части в части требования о признании незаконными действий общества. Заявленный отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем апелляционный суд принимает отказ общества от иска в части требования о признании незаконными действий общества и прекращает производство по делу в этой части.

На основании изложенного апелляционный суд отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение, которым обязывает общество произвести перерасчет денежных средств за потребленную войсковой частью электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта №1 от 27.02.2008.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску в части требования обязать общество произвести перерасчет денежных средств за потребленную войсковой частью электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта №1 от 27.02.2008 и по апелляционной жалобе относятся на общество, с которого взыскивается в доход федерального бюджета 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 49, 150 пункт 4 части 1, 258, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу                       № А77-1328/09 отменить.

Принять отказ войсковой части №6790 от иска в части требования о признании незаконными действий ОАО «Межрайэнерго».

Производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части иск удовлетворить.

Обязать ОАО «Межрайэнерго» произвести перерасчет денежных средств за потребленную войсковой частью №6790 электроэнергию в соответствии с условиями государственного контракта №1 от 27.02.2008.

Взыскать с ОАО «Межрайэнерго» в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску и 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Чеченской Республики.

Председательствующий                                                                С.А. Параскевова

Судьи                                                                                              Н.В. Винокурова

                                                                                                         Г.В. Казакова   

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2010 по делу n А63-17243/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также