Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу n А61-1832/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                   Дело № А61-1832/09

16 июля 2010  г.                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Севкавказэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу №А61-1832/09 по иску открытого акционерного общества «Севкавказэнерго» к ВМУП «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, ВМУП «Владкавказэнерго» о взыскании 125 000 рублей,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Севкавказэнерго» - Бесаева С.В. по доверенности,

от ВМУП «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам» - не явились, извещены (уведомление №535002, 535019),

от администрации местного самоуправления г. Владикавказа – не явились, извещены (уведомление №535040),

от ВМУП «Владкавказэнерго» - не явились, извещены (уведомление №535064, 535071),

от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа – не явились, извещены (уведомление №535057),

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Севкавказэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания исковым заявлением к ВМУП «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам» (далее – предприятие) о взыскании 125000 руб. за отпущенную электроэнергию за период с января по август 2009 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа и ВМУП «Владкавказэнерго».

В порядке статьи 49 АПК РФ общество увеличило размер исковых требований и просило взыскать с предприятия 231 927 645,18 руб. задолженности за период с января по август 2009 г.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу № А61-1832/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что иск предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг.

Не согласившись с данным решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что в заявленный период задолженности предприятие являлось исполнителем коммунальных услуг по договору энергоснабжения и абонентом по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обязано оплачивать электроэнергию по договору электроснабжения.

Представитель общества - Бесаев С.В. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Другие лица, участвующие по данному делу, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу №А61-1832/09 подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения № 6760 от 01.01.2009, в соответствии с которым гарантирующий поставщик (общество) обязался осуществлять в точках поставки продажу электроэнергии на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать передачу электрической энергии покупателю (предприятию) путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и предоставления иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги.

Отсутствие оплаты предприятием за отпущенную электроэнергию в период с января по август 2009 г. в управляемые им многоквартирные дома явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не является управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, избранной собственниками помещений в таком доме, и не исполняет соответствующие функции, а осуществляет содержание и ремонт муниципального жилищного фонда.

Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.

Постановлением Правительства РСО-Алания №145б от 28.03.2000 в г.Владикавказе для выполнения функций единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам» - ВМУП «СЕЗ» (далее - предприятие), которому предписано заключить договора на содержание, текущее техобслуживание и ремонт объектов муниципальной собственности, передаваемых предприятию на правах хозяйственного ведения. Содержание предприятие установлено на правах управляющей компании за счет отчислений жилищно-коммунальных предприятий г.Владикавказ.

Как следует из устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает население, предприятий и организаций города жилищно-коммунальными услугами; сбор и инкассирование денежных средств за предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги.

 Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307), энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Указанным пунктом предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителями коммунальных услуг для населения являются, в том числе, учреждения, в оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.

Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписывает органу местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

С 31.12.2006 введен в действие пункт 2 названной статьи, согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии уставом в функции предприятия, в частности, входит организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, сбор и инкассация платежей через расчетно-кассовые центры за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) с абонентов. Предприятие оказывает услуги населению по тарифам и ставкам оплаты, установленных Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, производит расчеты с поставщиками ЖКУ в пределах поставленных услуг и собранных денежных средств.

Как видно из материалов дела, многоквартирные дома, обслуживаемые предприятием, присоединены к электрическим сетям ВМУП «Владкавказэнерго» с которыми у общества заключен договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 27.06.2006.

Подача электрической энергии в жилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, технологически возможна лишь по внутридомовым сетям, находящихся в ведении предприятия, как исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения предприятие выполняло функции исполнителя коммунальных услуг для граждан, проживающих в спорных домах. Доказательств расторжения договора от №6760 от 01.01.2009, создания собственниками помещений в спорных жилых домах товариществ собственников жилья, передачи управления управляющей компании либо выбора собственниками помещений непосредственного способа управления в материалы дела не представлено.

Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.

В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, исполнитель коммунальных услуг является покупателем электрической энергии.

В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с абз. 1 данного пункта Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; согласно абз. 4 п. 3 указанных Правил потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее -Правил функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Таким образом, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, предприятие является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.

С учетом изложенного апелляционный суд считает, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Обществом и предприятием при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции составлен акт сверки расчетов, согласно которому задолженность предприятия перед обществом составила 12 927 645,18 руб. Доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся за предприятием задолженности в сумме 12 927 645,18 руб. материалы дела не содержат.

Общество не доказало и материалами дела не подтверждается, что жильцами самостоятельно не производилась оплата за электроэнергию.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования общества о взыскании с

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу n А25-303/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также