Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2010 по делу n А61-2402/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Ессентуки Дело №А61-2402/09 12 июля 2010 года Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2010, дата изготовления постановления в полном объеме 12.07.2010 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей: Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А. при участии в судебном заседании представителей: от истца: Шитикова М.А. – доверенность от 05.07.2010, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2010 по делу №А61-2402/09 (судья Баскаева Т.С.) по иску муниципального унитарного предприятия «Моздокский водоканал» к Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, третьи лица: администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 752 760 рублей 13 копеек долга, УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие «Моздокский водоканал» (далее – МУП «Моздокский водоканал») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 752 760 рублей 13 копеек. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, правительство Республики Северная Осетия-Алания. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначействе по Республике Северная Осетия-Алания. Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2010 с казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу МУП «Моздокский водоканал» взыскана задолженность за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению по льготным ценам за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 в сумме 752 760 рублей 13 копеек. В иске к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначействе по Республике Северная Осетия-Алания отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Право на 30% скидку по оплате коммунальных услуг предусмотрено для многодетных семей в статье 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 02.12.1997 №15-3 «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания». Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2010, Министерств финансов Республики Северная Осетия-Алания подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что убытки истца связаны с неправомерным бездействием администрации, которая не обеспечила заключение соответствующего договора с предприятием, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг, и не предоставила необходимую информацию и заявки на финансирование в Министерство финансов республики. Администрация не приняла мер к исполнению нормативно-правовых актов Республики Северная Осетия - Алания, регулирующих порядок финансирования возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям льгот по оплате коммунальных услуг. В спорный период финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам указанных льгот Республике Северная Осетия - Алания из федерального бюджета не выделялись. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер понесенных расходов. В отзывах на апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя истца, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что МУП «Моздокский водоканал», осуществляя услуги по водоснабжению и водоотведению населению Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 во исполнение Указа Президента РФ от 05.03.2005 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Закона Республики от 02.12.1997 №15-3 «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания», постановления Правительства РСО-Алания от 16.02.2007 №36 «О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг», постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2008 №159 «О порядке возмещения в 2008 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» предоставляло услуги по водоснабжению и водоотведению проживающим в Моздокском районе, указанным в перечисленных нормативных актах, категориям граждан по льготной цене. Ссылаясь на то, что указанные расходы предприятию не возмещены, МУП «Моздокский водоканал» обратилось в суд с настоящим иском. При разрешении спора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расходы истца подлежат возмещению за счет республиканской казны. В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Федеральным законом Российской Федерации от 04.07.2003 года №95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вступившие в силу с 01.01.2005 года. В частности, данный закон дополнен главой, устанавливающей общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктом 2 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъекты Российской Федерации должны принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки многодетных семей. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 №184-ФЗ. Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Право на 30% скидку по оплате коммунальных услуг предусмотрено для многодетных семей в статье 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 02.12.1997 №15-3 «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания». В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16.02.2007 №36 «О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» и постановлением от 08.07.2008 №159 «О порядке возмещения в 2008 году выпадающих доходов, связанных с предоставлению населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» Министерство Финансов Республики Северная Осетия - Алания обязано обеспечить финансирование выпадающих доходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения в части жилищно-коммунальных и транспортных услуг, в соответствии с договорами между Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания и заинтересованными организациями, на основании отчетной информации установленной формы. Согласно Порядку возмещения выпадающих доходов, утвержденному вышеуказанным постановлением, финансирование осуществляется через администрации местного самоуправления в соответствии с заключаемыми договорами с организациями, льготополучателей с Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания в соответствии с трехсторонними соглашениями об обмене базами данных, за счет средств местных бюджетов районов Республики Северная Осетия - Алания и г. Владикавказа, в порядке, установленном органами местного самоуправления. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что финансирование мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством республиканского бюджета. Обязанность государственных органов компенсировать заявленные истцом ко взысканию расходы возникает в силу закона, поэтому несоблюдение администрацией порядка финансирования возмещения выпадающих доходов и незаключение соответствующих договоров с МУП «Моздокский водоканал» не может служить основанием для отказа в возмещении истцу фактически понесенных расходов в связи с выполнением федеральных законов, поскольку такой отказ противоречит требованиям положениям статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не подтвердил первичными бухгалтерскими документами размер предоставленных льгот населению в заявленном размере, отклоняется. В обоснование своих требований МУП «Моздокский водоканал» предоставило суду списки лиц, пользующихся льготой, статистические сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также отчеты о фактически оказанных услугах за спорный период. Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и проверил расчет суммы иска, признав его обоснованным. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы документально не опроверг расчет убытков, представленный МУП «Моздокский водоканал». Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому предусмотренных законом оснований для его отмены нет. На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2010 по делу №А61-2402/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев. Председательствующий С.А. Параскевова
Судьи Н.В. Винокурова Г.В. Казакова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2010 по делу n А61-2312/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|