Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу n А20-1807/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А20-1807/2008

07 июля  2010 г.                                   Апелляционное производство  № 16АП-1186/2010 (1)

                                                        Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2010,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 07.07.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фриева А.Л, судей: Сулейманова З.М., Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на определение о процессуальном правопреемстве Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2010 по делу № А20-1807/2008 (судья Байзулаев Р.И.)

в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Кабардино-Балкарской Республике (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании ее процессуальным правопреемником государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Фонд).

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2010 в порядке процессуального правопреемства произведена замена кредитора - государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на Федеральную налоговую службу России в лице  Межрайонной Инспекции ФНС России   № 2 по Кабардино-Балкарской Республике.

Не согласившись с определением от 20.04.2010 Фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда отменить. Считает, что определение вынесено с нарушением норм процессуального права, Фонд был лишен возможности представить обоснованные возражения на заявление, поскольку заявителем в его адрес не направлена копия заявления о процессуальном правопреемстве и в материалах дела отсутствуют соответствующие доказательства.

Отзыв на апелляционную жалобу налоговый орган не представил.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили. От Фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ спор рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Апелляционный суд пересматривает определение суда первой инстанции от 20.04.2010 в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого определения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение первой инстанции от 20.04.2010 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2009 Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тамбиево» (далее – СПК «Тамбиево») признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство и утвержден конкурсный управляющий.

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2009 требования  государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в размере 1 998 823 руб. 38 коп. включены в реестр требований кредиторов СПК «Тамбиево» третьей очереди, что составляют капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения   требований граждан, перед которыми банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в редакции от 12.08.2009) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства"  Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Поскольку Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, названное постановление для него является обязательным.

Постановлением № 257 (в редакции от 12.08.2009) утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Положение, определяющее порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, разработано в целях обеспечения: подачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей, заявления о признании должника банкротом; объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам; координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве; учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2 (в перечне указан также Фонд социального страхования Российской Федерации).В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения. Уполномоченный орган вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам. После получения необходимых документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.

Таким образом, интересы Фонда социального страхования Российской Федерации в деле о банкротстве (в том числе о взыскании капитализированных платежей) представляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Из смысла приведенной нормы права следует, что основанием для замены стороны в арбитражном процессе является ее правопреемство в материальном правоотношении.

Учитывая, что указанные полномочия Фонда были переданы  налоговому органу, то есть правопреемство произошло в материальном правоотношении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление налогового органа о процессуальной замене стороны (кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве)).

Довод Фонда о том, что он был лишен возможности представить обоснованные возражения на заявление, поскольку заявителем в его адрес не направлена копия заявления о процессуальном правопреемстве и в материалах дела отсутствуют соответствующие доказательства, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.

Как видно из материалов дела, определение суда от 01.04.2010 о принятии заявления о процессуальном правопреемстве к производству и назначении судебного заседания получено Фондом 06.04.2010 (почтовое уведомление № 360022  24 57216 0).

Учитывая, что судебное заседание по рассмотрению заявления о процессуальном правопреемстве было  назначено на  20.04.2010 на 11 час. 30 мин., у Фонда было достаточно времени для реализации своего права на ознакомление с материалами дела.

Кроме того, ст. 48 АПК РФ не предусматривает обязанность заявителя направлять копию заявления о процессуальном правопреемстве и приложенные к нему документы другой стороне.

При принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права не установлено, основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями  268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2010 о процессуальном правопреемстве по делу № А20-1807/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               А.Л. Фриев

Судьи                                                                                                              З.М. Сулейманов

С.И. Джамбулатов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу n А63-10815/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также