Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу n А63-20066/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-20066/2009 08 июня 2010 г. Вх. № 16АП-803/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2010, дата изготовления постановления в полном объеме 08.06.2010
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П., судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н. и участии в судебном заседании от заявителя – крестьянско-фермерского хозяйства «Болотаева Сергея Багратовича» – Болотаева С.Б., от третьего лица – отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края – Проскурина О.И., в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица –Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2010 по делу № А63-20066/2009 (судья Кузьмина М.Н.), установил следующее. Крестьянско-фермерское хозяйство «Болотаева Сергея Багратовича» (далее – заявитель, КФХ) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление) от 21.08.2009 № 12/25/474 об отказе государственной регистрации договора аренды от 08.11.2007 и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды от 08.11.2007 на земельный участок с кадастровым номером 26:19:080803:0001. Решением от 24.02.2010 заявление общества удовлетворено, отказ в государственной регистрации признан незаконным, суд обязал управление зарегистрировать договор аренды земельного участка от 08.11.2007. Суд указал, что хозяйство имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Договор аренды земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства. Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. По мнению апеллянта, суд не учел, земельный участок предоставлен КФХ с нарушением положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, управление не согласно с судебным актом в части взыскания с него государственной пошлины, полагает, что оно освобождено от ее уплаты, в связи с чем решение от 24.02.2010 в части взыскания госпошлины также незаконно и подлежит отмене. Из отзыва отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края (далее – отдел) и КФХ следует, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению, поскольку основана на неправильном применении норм материального права. Управление представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. Заявленное ходатайство удовлетворено. Правильность решения от 24.02.2010 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением отдела от 08.11.2007 № 163 из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства КФХ предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, с. Долиновка, 7,5 км, общей площадью 2000444 кв.м. пашни. На основании указанного распоряжения отдел и КФХ заключили договор аренды земельного участка от 08.11.2007. КФХ обратилось в управление с заявлением от 06.07.2009 о государственной регистрации договора аренды от 08.11.2007. Сообщением от 21.08.2009 № 12/23/473 управление отказало КФХ в государственной регистрации договора, посчитав, что не соблюден порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Полагая отказ управления незаконным, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением. По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Согласно статьям 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Суд первой инстанции установил, что земельный участок предоставлен КФХ в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 20 Закона о государственной регистрации, суд правомерно удовлетворил заявленные требования. В апелляционной жалобе управление также оспаривает решение в части взыскания с него в пользу общества сумму расходов по государственной пошлине, уплаченной обществом при подаче иска. В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 дано разъяснение о том, что с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) в составе иных судебных расходов. Государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако это не освобождает их от обязанности возмещать судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После уплаты обществом государственной пошлины налоговые отношения между ним и государством прекратились, а при разрешении спора по существу возникли иные отношения - по возмещению судебных расходов между сторонами. Поскольку решение принято в пользу КФХ, понесшего предусмотренные законом судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска, данные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно взысканы с управления. С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения от 24.02.2010 по доводам апелляционной жалобы не установлено. Нарушений норм процессуального права, являющихся, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не выявлено. Руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2010 по делу № А63-20066/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через суд первой инстанции. Председательствующий А.П. Баканов Судьи Л.В. Афанасьева И.А. Цигельников Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу n А15-174/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|