Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу n А63-17464/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШестнадцатый арбитражный апелляционный суд Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело №А63-17464/09 Рег. № 16АП-986/10(1) 27 мая 2010 года оглашена резолютивная часть постановления. 03 июня 2010 года постановление изготовлено в полном объеме. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующий Цигельников И.А, судьи: Белов Д.А, Баканов А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Алексанов А.Ш. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.03.2010 по делу № А63-17464/09 (судья Жирнова С.Л.), при участии: от Управления Росреестра по Ставропольскому краю – не явились; от Главы КФХ Браилко А.П. – не явились; от Министерства имущественных отношений Ставропольского края – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Браилко Анатолий Павлович, с. Курсавка (далее – КФХ Браилко А.П.) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - управление) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав аренды (сделки) на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 9,4 км. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Султан, ул. Степная, 21, кадастровый номер 26:17:0:0111, площадью 5086000 кв.м. и обязании управления провести государственную регистрацию договора аренды земельного участка №2-17 от 04 июля 2008 года, заключенного Министерством имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) с КФХ Браилко А.П., предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 26:17:0:0111, площадью 5086000 кв.м. Определением суда от 08.12.2009 в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в связи с реорганизацией Управления федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю суд произвел его замену на правопреемника – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Решением от 10.03.2010 суд удовлетворил требования КФХ Браилко А.П. признал отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 04.07.2008г. № 2-17, находящегося в собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:17:0:0111, площадью 5086000 кв.м., расположенного примерно в 9,4 км по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Султан, ул. Степная, 21, для сельскохозяйственного производства, принятый Андроповским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 13.08.2009 г. №17/001/2009-509, незаконным. Обязать управление провести государственную регистрацию договора аренды земельного участка №2-17 от 04 июля 2008 года, заключенного министерством и КФХ Браилко А.П., предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 26:17:0:0111, площадью 5086000 кв.м. Не согласившись с решением, управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований управление указало, что поскольку договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 04.07.2008г. № 2-17 заключен с нарушением ст. 34 ЗК РФ, указанный договор не может являться основанием для государственной регистрации сделки. В отзывах КФХ Браилко А.П. и министерство апелляционную жалобу не признали, просили в её удовлетворении отказать. КФХ Браилко А.П. было заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица участвующие в деле не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. На основании ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу. Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 28.04.2008 № 325, от 01.07.2008 № 493 министерство и КФХ Браилко А. П. подписали договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края № 2-17 от 04 июля 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 26:17:0:0111, площадью 5086000 кв.м., расположенный примерно в 9,4 км по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Султан, ул. Степная, 21, в границах, указанных в кадастровом плане участка, для сельскохозяйственного производства. Земельный участок площадью 5086000 кв.м. сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством. На основании Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю состоялась государственная регистрация права собственности Ставропольского края на земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером. Распоряжениями министерства от 28.04.2008 № 325 и от 01.07.2008 № 493 КФХ Браилко А.П. для сельскохозяйственного производства предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:17:0:0111, площадью 508600 кв.м. 17.04.2009 КФХ Браилко А. П. обратилось с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края № 2-17 от 04 июля 2008 года в Андроповский отдел Управления Росреестра по Ставропольскому краю. 15.05.2009 согласно уведомлению управления государственная регистрация прав на земельные участки была приостановлена на 3 месяца в связи с необходимостью доработки документов. 13.08.2009 сообщением № 17/001/2009-509 управление отказало главе КФХ Браилко А. П. в государственной регистрации права в связи с непредставлением доказательств соблюдения порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 10 Федерального Закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101-ФЗ) , а именно: непредставление заблаговременно опубликованного в средствах массовой информации сообщения о свободных земельных участках сельскохозяйственного назначения, предполагаемых для передачи в аренду, Не согласившись с отказом управления в государственной регистрации, глава КФХ Браилко А. П. обратился в суд. Как следует из пункта 1 статьи 17 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона №122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания либо акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В пункте 1 статьи 18 Закона №122-ФЗ предусмотрено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона N 74-ФЗ. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей глава КФХ Браилко А.П. с 24.12.2002 имеет статус индивидуального предпринимателя. Основным видом деятельности крестьянского хозяйства является выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов, а также выращивание зерновых и зернобобовых культур. На основании изложенного правомерны выводы суда первой инстанции о том, что КФХ Браилко А.П. имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления своей деятельности. Доводы управления относительно нарушения министерством процедуры предоставления земельных участков, не принимаются апелляционным судом. Из толкования ст. 12 Закона N 74-ФЗ и ст. 34 Земельного кодекса следует, что при наличии заявления КФХ Браилко А.П. проведение торгов в отношении спорных земельных участков не требуется и министерство правомерно предоставило земельные участки главе КФХ Браилко А.П. без соблюдения процедуры информирования. Глава КФХ Браилко А.П. относится к категории лиц, для которых в статье 10 Закона №101-ФЗ установлен особый порядок предоставления земельных участков. На основании изложенного, правомерны выводы суда первой инстанции о соответствии договора аренды от 01.07.2008 № 5-19 требованиям действующего законодательства и соблюдении при предоставлении спорных земельных участков процедуры, предусмотренной Законом N 74-ФЗ. Управлением не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства позволяющие опровергнуть выводы суда первой инстанции. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 10.03.2010 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, основания для отмены решения суда отсутствуют. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.03.2010 по делу № А63-17464/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края. Председательствующий И.А. Цигельников Судьи Д.А. Белов
А.П. Баканов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу n А25-2102/04-10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|