Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу n А61-1765/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностьюШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А61-1765/2009 27 апреля 2010 года Вх.16АП-3245/09 (1) 21 апреля 2010 года объявлена резолютивная часть постановления. 27 апреля 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Сулейманова З.М., Мельникова И.М, при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х., рассмотрев дело № А61-1765/009 по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка к ООО «Альфа» об аннулировании лицензии, в судебное заседание явились представители: от ООО «Альфа» - Келесхаева Н.И. по доверенности , от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – Чичёва О.В. по доверенности 23.11.2009, У С Т А Н О В И Л: Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением об аннулировании лицензии №Б 095123 от 10.05.2006, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Альфа» (далее - общество). Заявление мотивировано тем, что налоговая служба не смогла провести проверку, поскольку в производственные помещения проверяющие допущены не были, в связи с чем, было принято решение от 09.07.2009 №164 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.11.2009 в удовлетворении требования ФНС РФ об аннулировании лицензии отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не уведомила общество о проведении внеплановой выездной налоговой проверки любым доступным способом. Не согласившись с данным решением суда, налоговая инспекция обжаловала данное решение суда в апелляционном порядке. По мнению заявителя, мероприятия налогового контроля проведены в соответствии с действующим законодательством в целях защиты экономической безопасности Российской Федерации и поэтому необходимость уведомления организации относительно проведения проверки не требуется. Определением от 27.02.2010 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела № А61-1765/09 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также признал Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование) процессуальным правопреемником Федеральной налоговой службы Российской Федерации по делу №А61-1765/2009. Представитель Росалкогольрегулирование поддержал заявленные требования, просил аннулировать лицензию № Б095123 от 10.05.2006 на производство, хранение и поставки производственных спиртных напитков (водки), выданную обществу. Представитель общества в судебном заседании пояснил, что возражает против заявленных требований Росалкогольрегулирования, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Исследовав материалы дела, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд рассматривает дело № А61-1765/009, по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, 24.09.2009 ФНС России обратилась в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением об аннулировании лицензии №Б 095 123, выданной 10.05.2006 обществу с ограниченной ответственностью «Альфа». Решением суда от 12.11.2009 требования ФНС РФ об аннулировании лицензии отклонены (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2009). Между тем, на момент вынесения решения суда от 12.11.2009 ФНС России не являлась надлежащим органом, осуществляющим государственные полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензированию деятельности по производству и обороту указанной продукции. Надлежащим органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №154, в соответствии с которыми внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации №506 от 30.09.2004, является вновь созданная Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Согласно Постановлению Правительства России №154 внесены изменения в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, в соответствии с которыми налоговая служба уже не осуществляет контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. В соответствии с Постановлением Правительства России от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Согласно пункту 5.3.2. Положения данная служба осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Принятым Постановлением Правительства Российской Федерации №810 от 15.10.2009 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» (подпункт «а» пункта 1) определено, что с 19 октября 2009 г. вступают в силу подпункты 5.3.1 и 5.3.2 указанного Положения, а также подпункт "б" пункта 2 указанных изменений (в части признания утратившими силу подпунктов 5.3.2 и 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506). Иные пункты Положения вступают в силу 10.11.2009 и 31.12.2009. Таким образом, государственные полномочия по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции переданы иному вновь образованному органу – Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. При этом указанные полномочия считаются переданными с момента вступления в силу соответствующего пункта 5.3.2 Положения, т.е. с 19.10.2009. Резолютивная часть решения суда принята 09.11.2009, что свидетельствует о вынесении судебного акта, которым нарушаются права и затрагиваются интересы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, не привлеченной к участию в деле. Данное обстоятельство является процессуальным нарушением, влекущим в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта. Между тем, из материалов дела видно, что обществу выдана доверенность на осуществление предпринимательской деятельности по производству дистиллированных спиртных напитков (водки) на основании лицензии № Б 095123 от 10.05.2006. Генеральным директором общества на основании акта о причинах и времени простоя №1 от 19.06.2009 издан приказ №11 от 22.06.2009 «Об остановке производства и отправке работников в отпуска на период простоя». Согласно данному приказу производство было остановлено до 24.07.2009. 23.06.2009 общество направило налоговой инспекции уведомление о приостановлении производственно-хозяйственной деятельности с 25.06.2009 с просьбой о выделении сотрудников для проведения оперативно-контрольных мероприятий. 25.06.2009 налоговый орган, в лице представителя МРИ ФНС России №1 Битарова О.Б., произвел блокирование четырех транспортерных линий розлива, оформив акт блокирования технологического оборудования На основании решения УФНС России №22 от 26.06.2009 в отношении общества проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в том числе соблюдения лицензионных требований, контроля за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей. По результатам проведенной проверки составлен акт от 29.06.2009, в котором отражено, что членам комиссии не представилось возможным провести проверку в связи с тем, что в ходе обследования территории ООО «Альфа» все производственные и арендные помещения оказались закрытыми на замки и опечатаны пломбами. По результатам проведенной проверки в отношении общества лицензионным органом принято решение от 09.07.2009 № 164 о направлении в суд искового заявления об аннулировании лицензии №Б095123 от 10.05.2006, выданной обществу. На основании решения №164 от 09.07.2009 налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии. Статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о котором не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ. Положения этой нормы права не устанавливают безусловную обязанность суда при наличии приведенных оснований принять решение об аннулировании лицензии. С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности. Европейский суд допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и прав на правосудие"). Довод лицензионного органа о том, что проверка общества не относятся ни к плановой, ни к внеплановой проверке, так как нормы Федерального закона №294-ФЗ не относятся к проверкам соблюдения лицензионных требований судом апелляционной инстанции не принимается. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №294-ФЗ данным законом устанавливаются, в том числе права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона №294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в том числе лицензионного контроля, в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются до 01.01.2010, могут устанавливаться другими федеральными законами (часть 5 статьи 27 Федерального закона №294-ФЗ). В соответствии с абзацем 5 статьи 5 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ), пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее -Федеральный закон №128-ФЗ) лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Федеральным законом №128-ФЗ в статье 12 установлено, что к отношениям, связанным с проверкой соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу n А63-19890/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|