Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2010 по делу n А20-3592/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А20-3592/2009

19 апреля 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельникова И.М.

судей: Джамбулатов С.И., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. П.П.Грицая ст.Солдатской» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.02.2010 по делу № А20-3592/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. П.П.Грицая ст.Солдатской» задолженности по налогам и сборам в сумме 87 266 рублей 57 копеек (судья Бейтуганов З.А.),

при участии в заседании:

от МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. П.П.Грицая ст.Солдатской»: представитель по доверенности Терещенко Г.Н. (уведомление 53875);

от МИФНС России № 4 по КБР: представитель по доверенности Аваньянц В.Ю. (уведомление 53877);

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная Инспекция ФНС России №4 по Кабардино-Балкарской Республике, г.Прохладный (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им.П.П.Грицая ст.Солдатской» (далее – ответчик) задолженности по налогам и сборам в сумме 87 266 рублей 57 копеек, в том числе: по транспортному налогу – 1 440 рублей, по земельному налогу – 2 288 рублей, по единому социальному налогу в ФСС – 83 538 рублей 57 копеек.

Решением суда первой инстанции от 10.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.02.2010 и принять новый судебный акт.

По мнению апеллянта, на основании предоставленного расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (форма по КНД 1151050) за период с 01.01.2009 по 30.06.2009 и расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) за полугодие 2009 года задолженность по единому социальному налогу ФСС составляет 9839,18 рублей. В связи с чем просит установить задолженность по налогам в сумме 13621,18 рублей, в том числе: 9839,18 – ЕСН ФСС, 1440 рублей – транспортный налог, 2288 рублей – земельный налог.

В нарушение ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.02.2010 в остальной части проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.12.2009 №1239 следует, что ответчик в лице муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им.П.П.Грицая ст.Солдатской» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России №4 по КБР, г. Прохладный.

Ответчик представил в Инспекцию расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу, земельному налогу и единому социальному налогу за 2-й квартал 2009 года.

По результатам проверки представленных документов Инспекция выявила у ответчика задолженность по налогам за 2-й квартал 2009 года в сумме 87 266 руб. 57 коп., из которых: 1 440 руб. – транспортный налог, 2 288 руб. – земельный налог; 83 538 руб. 57 коп. – единый социальный налог в ФСС.

В связи с этим в адрес ответчика направлены требование №36680 на сумму 83 538 руб. 57 коп. со сроком добровольной оплаты до 17.08.2009 и требование №37401 на сумму 3 728 руб. со сроком оплаты до 04.09.2009, которые ответчиком в установленные сроки не исполнены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса. При этом исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщик является организацией, за которой имущество закреплено на праве оперативного управления, расчетных и текущих счетов не имеет, в связи с чем налоговая инспекция не вправе принять меры по взысканию налоговых санкций в порядке, установленном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 названного Кодекса, взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения налоговой инспекции в суд с требованием о взыскании недоимки.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего НК РФ и с учетом положений настоящей статьи.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 №138-О по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Добросовестность налогоплательщика является преимущественным фактором при исследовании правомерности исчислению и перечислению налогов, то есть, налогоплательщики обязаны в полном объеме исполнять свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых льгот.

Нарушение налогоплательщиками требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных правовых последствий такого неправомерного поведения.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии со статьями 12, 53, 356 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации; вводя данный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу.

Из представленных доказательств следует, что Учреждение является плательщиком транспортного налога,  наличие задолженности по данному виду налога за 2-й квартал 2009 года подтверждается материалами дела, в частности, налоговым расчетом по транспортному налогу за 2-й квартал 2009 года.

В связи с изложенным требование налоговой инспекции о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 1 440 руб. судом удовлетворено обоснованно. Сумма данной задолженности ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ ответчик также является плательщиком единого социального налога.

В силу статьи 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

В судебное заседание апелляционного суда ответчиком представлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 4461 из которого следует, что задолженность по единому социальному налогу ФСС составляет 9235 руб. 57 коп. Сумма данной задолженности ни налогоплательщиком ни налоговым органом не оспаривается

Ответчиком также представлен корректирующий расчет по авансовым платежам по земельному налогу от 28.03.2010, в соответствии с которым задолженности по земельному налогу в сумме  2288 руб. у налогоплательщика не имеется. Налоговым органом данный расчет не оспаривается.

В связи с этим от представителя налоговой инспекции поступило заявление об отказе от иска в части требования, о взыскании с ответчика задолженности по ЕСН ФСС в сумме 74303 рубля и земельного налога в сумме 2288 рублей и прекращении производства по делу в данной части (в порядке ст. 49 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. В соответствии с пунктом 5 названной статьи арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Заявление налогового органа об отказе от иска в части, подписано уполномоченным лицом (представителем по доверенности), не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от иска в указанной части, производство по делу в данной части прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В оставшейся части требования налоговой инспекции подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению  в сумме 10 675 рублей 57 копеек. Сумма

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2010 по делу n А25-1075/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также