Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу n А63-417/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А63-417/2010

16 марта 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Белова Д.А., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2010 по делу № А63-417/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промстройинвест» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (судья Карпель В.Л.),

при участии в заседании:

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю: представители по доверенности Сигитов А.А., Доценко И.А. (уведомление 04169);

от ООО «Промстройинвест»: представитель по доверенности Доценко Е.А. (уведомление 04170);

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственность «Промстройинвест» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее – Россельхознадзор) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 01.02.2010 заявленные требования удовлетворены по тем основаниям, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю не является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель и неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.

Не согласившись с принятым решением, Россельхознадзор обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 01.02.2010 и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что наделен полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель предназначенных для сельскохозяйственного производства.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Россельхознадзора в судебном заседании просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2010 следует оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 12.11.2009 на основании распоряжения от 27.10.2009 №   11-15/27/644            заместителя руководителя управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю в отношении общества в период с 06.11.2009 по 13.11.2009 проведена плановая выездная          проверка соблюдения требований    земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению. Земельный участок арендуется ООО «Промстройинвест» в соответствии с договором аренды от 02.12.2008 №29.   В результате проверки  составлен акт  от 12.11.2009 № 12-15/27/644.

Из акта и протокола осмотра от 12.11.2009 № 12-15/27/644, составленных инспектором Россельхознадзора с участием понятых, следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 161 000 кв. м.,  расположенный по направлению на север – восток от п. Прогресс, Кировского района, Ставропольского края,  используется обществом не по целевому назначению, ведется разработка карьера по добыче   песчано-гравийной смеси открытым способом.

Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи обществу предписания от 12.11.2010 № 12-15/27/644.

12.11.2009  в  присутствии генерального  директора  в отношении  общества составлен протокол об административном правонарушении № 12-15/27/644.

Постановлением Россельхознадзора от 09.12.2009 № 12-15/27/1114 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за правонарушение, предусмотренное статьей 8.8 Кодекса.

Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона.

В силу статьи 8.8 Кодекса использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства,  в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических  лиц в  размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.8 Кодекса.

В соответствии со статьей 23.21, частью 1 статьи 28.3 Кодекса составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.8 Кодекса, вправе должностные  лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.11.2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» утвердило Положение о государственном земельном контроле.

Названным Положением установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Согласно пункту 3 Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка представления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и установления нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В силу пункта 5 приведенного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Исходя из совокупности названных норм, суд пришел к обоснованному выводу, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства и об использовании земель не по целевому назначению, в том числе, и земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору уполномочила должностных лиц Россельхознадзора составлять протоколы в пределах компетенции Россельхознадзора.

При этом компетенция Россельхознадзора установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, а также Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327.

Из указанных нормативных правовых актов не усматривается право Управления составлять протоколы об административных правонарушениях за нецелевое использование земель, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения и неиспользование земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.

Таким образом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю не является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель и неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства.

Статья 8.8 Кодекса содержит три самостоятельных состава административного правонарушения, в том числе, и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Должностные лица Россельхознадзора вправе составлять протоколы и привлекать к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса в части нарушений, касающихся земель сельскохозяйственного назначения (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель).

Апелляционный суд, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе,  считает, что они не могут быть приняты в качестве основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями  266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2010 по делу № А63-417/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                                                        И.М. Мельников

Судьи:                                                                                                      Д.А. Белов

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу n А61-1479/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также