Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу n А77-88/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

Именем  Российской  Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                                  Дело № А77-88/2009

10 марта 2010 г.                                                                                        Вх. № 16АП-1507/2009

                                                                       Резолютивная часть  постановления объявлена 02.03.2010,

                                                                       полный текст постановления изготовлен 10.03.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Луговой Ю.Б., судей Баканова А.П. (судья – докладчик), Афанасьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карапетовым С.Л., в отсутствие истца – закрытого акционерного общества «Чеченрегионгаз», ответчиков: ГУ «Отдел труда и социального развития Ленинского района города Грозного», Министерства финансов Чеченской Республики, Управления Федерального казначейства Чеченской Республики, Чеченкой Республики, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, рассмотрев исковое заявление закрытого акционерного общества «Чеченрегионгаз», установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Чеченрегионгаз» (далее – ЗАО «Чеченрегионгаз», истец) обратилось в суд с исковым заявлением к ГУ «Отдел труда и социального развития Ленинского района города Грозного» (далее – учреждение, ответчик) о взыскании 1 030 863 рублей 68 копеек убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг».

Решением от 04.03.2009 с учреждения в пользу общества взыскано 1 030 863 рублей 68 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что расчет заявленного размера убытков подтвержден материалами дела.

Учреждение не согласилось с судебным актом и обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и оставить исковое заявление без рассмотрения по причине пропуска истцом срока исковой давности.

Заявитель считает, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела; не дана правовая оценка представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права. В ходе судебного заседания, до вынесения судом решения, представителем ответчика в устной форме было заявлено о пропуске истцом общего срока исковой давности - три года, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Применительно к настоящему делу правовым основанием возникновения обязательного соучастия финансовых органов на стороне ответчиков в данном случае являются положения пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

По смыслу указанных норм привлечение в качестве ответчика Чеченской Республики в лице его финансовых органов является обязанностью арбитражного суда, и ее невыполнение привело к принятию незаконного решения.

В качестве обязанного лица в спорных правоотношениях от имени казны Чеченской Республики должно выступать Министерство финансов Чеченской Республики в лице Управления Федерального казначейства Чеченской Республики.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» определением от 14.07.2009 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек в качестве надлежащих ответчиков к участию в деле Чеченскую Республику в лице Министерства финансов Чеченской Республики (далее – Минфин ЧР), Управление Федерального казначейства Чеченской Республики (далее – УФК ЧР).

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, явку полномочных представителей не обеспечили, от Минфина ЧР и Правительства Чеченской Республики поступили ходатайства об отложении судебного разбирательства на другой срок в связи с большой загруженностью представителей. Учреждение сообщило, что возражений относительно удовлетворения данных ходатайств не имеет.

Апелляционный суд, рассмотрев заявленные ходатайства, считает необходимым отказать в их удовлетворении, поскольку доказательств невозможности участия сторон в судебном заседании в суд не представлено, кроме того, подобные ходатайства заявлялись в рамках рассмотрения дела неоднократно, в связи с чем их удовлетворение приведет к затягиванию судебного разбирательства и нарушению прав и законных интересов иных лиц, участвующих в деле.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что требования общества не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23.06.2005 учреждение и общество заключили договор на возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг гражданам в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг» (далее – постановление Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42).

ЗАО «Чеченрегионгаз» в ходе своей деятельности предоставляло лицам, имеющим соответствующее право, льготы по жилищным и коммунальным услугам согласно постановлению Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42.

Общая сумма льгот, предоставленных истцом в 2005 году, составила                    1 030 863 рублей 68 копеек.

Поскольку расходы компенсированы не были, истец понес убытки в сумме 1 030 863 рублей 68 копеек, за взысканием которых он обратился в судебном порядке.

В подтверждение понесенных расходов и их размера истец представил акт сверки текущих расчетов от 01.01.2006, из которого усматривается наличие бесспорного сальдо по обоим регистрам по состоянию на 01.01.2006 в размере 1 030 863 рублей 68 копеек.  

Учреждение и Минфин ЧР факт наличия у истца расходов от предоставления льгот на указанную в иске сумму не подтвердили.

Согласно пункту 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на субсидию.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской  Федерации,  казны  субъекта Российской  Федерации  или  казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3. «Порядка возмещения убытков жилищным и иным организациям, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляция и телевизионная антенна) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством», утвержденным постановлением Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42 убытки организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и услуг связи ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, возмещаются Минфином ЧР организации, являющейся поставщиком или исполнителем услуг, в соответствии с договором.

В соответствии с пунктом 2.4 данного Порядка отчеты об убытках организации, связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и услуг связи, составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются в Минфин ЧР.

В  соответствии с пунктом 2.6 Порядка в случае, если организация не представляет отчет об убытках в срок, указанный в пункте 2.5 Порядка (до 5 числа месяца, следующего за расчетным) выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причины его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.

В Минфин ЧР истец не представлял сведения о наличии задолженности за потребленный газ в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, то есть реестры для возмещения затрат, копии лицевых счетов, пользующихся льготами, и квитанции на оплату услуг, документы, на основании которых предоставлялись льготы гражданам (копии удостоверений и справок лиц, имеющих право на льготу), акты сверок за 2005 год, копии справок о составе семьи лиц, пользующихся льготами по оплате жилищных и коммунальных услуг.   

Минфин ЧР указал на то, что в истекшем периоде возмещение производилось в полном объеме на основании отчетных данных. В подтверждение представлена информация о финансировании ЖКХ по льготным категориям федерального регистра на 2005 год.

Довод учреждения о пропуске истцом срока исковой давности документально не подтверждается материалами дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционная инстанция считает, что истец документально не подтвердил убытки, связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг».

Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2009 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на общество, взысканию подлежит государственная пошлина по апелляционной жалобе. Государственная пошлина за подачу искового заявления не взыскивается, поскольку уплачена истцом при подаче иска.

Руководствуясь статьями 258, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2009 по делу № А77-88/2009 отменить.

В удовлетворении иска ЗАО «Чеченрегионгаз» о взыскании с ГУ «Отдел труда и социального развития Ленинского района города Грозного» 1 030 863 рублей 68 копеек убытков отказать.

Взыскать с ЗАО «Чеченрегионгаз» в пользу Государственного учреждения «Отдел труда и социального развития Ленинского района города Грозного» 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо –Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    Ю.Б. Луговая

Судьи                                                                                                                  А.П. Баканов

                                                                                                              Л.В. Афанасьева

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу n А25-1578/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также