Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу n А61-2004/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А61-2004/2009

25 февраля 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Белова Д.А., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.12.2009 по делу № А61-2004/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Дзагоева Л.Н. о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества по Республике Северная Осетия-Алания (судья Базиева Н.М.),

при участии в заседании:

от ИП Дзагоев Л.Н.: предприниматель Дзагоев Л.Н., представитель по доверенности Бердяев И.К. (уведомление 02333);

от Территориального управления Росимущества по РСО-Алания: не явились, извещены (уведомление 02332);

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Дзагоев Лев Николаевич (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Республики Северная Осетия-Алания выразившегося в не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 0,20 га, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Московская, 2, и обязании Территориального управления Росимущества по Республики Северная Осетия-Алания, направить проект договора купли- продажи данного земельного участка.

Решением суда первой инстанции от 14.12.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, несоответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействие Территориального управления  Росимущества по РСО-Алания, выразившееся в не направлении индивидуальному предпринимателю Дзагоеву Л.Н. проекта договора купли- продажи земельного участка площадью 0,20 га, кадастровый номер 15:09:04 10 002:19, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Московская,2 «а». Суд обязал Территориальное управление Росимущества по РСО-Алания в месячный срок со дня вынесения настоящего решения предоставить индивидуальному предпринимателю Дзагоеву Л.Н. проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 15:09:0410002:19, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Московская,2 «а».

Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Росимущества по Республики Северная Осетия-Алания обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.12.2009 и принять новый судебный акт.

Податель жалобы свое несогласие с судебным актом мотивирует неполным выяснением обстоятельств по делу, в частности суд не учел, что в соответствие с Положением о территориальном управлении, утв. Приказом ФАУГИ №49 от 27.02.2009, решение о предоставлении земли в собственность  принимается Территориальным управлением только по поручению Федерального агентства, кроме того,  в предоставленном пакете документов отсутствует выписка из реестра федерального имущества, предусмотренная пунктом 6  Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447.

В нарушение статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Представитель предпринимателя в судебном заседании просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Территориального управления Росимущества по РСО-Алания не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия Территориального управления Росимущества по РСО-Алания.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.12.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.12.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по РСО-А (правопреемниками которого являются Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ ФАУГИ) и Территориальное управление Росимущества по РСО-А) от 18.01.2005 №8-р Теруправлением  Минимущества России по РСО-Алания и Дзагоевым Львом Николаевичем был заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 15:09:04 10 002:19, находящегося по адресу: г. Владикавказ по ул. Московская, 2,  для строительства автотехобслуживания в границах, указанных в кадастровом плане участка.

Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права №15 АЕ 837497, №15 АЕ 837496, №15 АЕ 837495 от 10.04.2009 на указанном земельном участке построены и зарегистрированы за Дзагоевым Л.Н. на праве собственности: нежилое здание общей площадью 456,2 кв.м., Литер «А»; нежилое здание общей площадью 77,1 кв.м. Литер «Б»; нежилое здание общей площадью 805,2, литер «В».

Заявитель обратился в ТУ Росимущества по РСО-Алания с заявлением от 14.08.2009 о предоставлении ему на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ в собственность земельного участка с кадастровым номером 15:09:04 10 002:19 путем приватизации. К заявлению приложил копию свидетельства о праве собственности на строения, копию кадастрового плана земельного участка, копию договора аренды земельного участка.

Заявление получено Росимуществом по РСО-Алания 14.08.2009 (вх. №1931), что подтверждается отметкой на заявлении.

Письмом от 08.09.2009 № 03/1543 ТУ ФАУГИ по РСО-Алания сообщило заявителю, что Управление Роснедвижимости по РСО-Алания находится в стадии реорганизации. После окончания реорганизационных мероприятий пакет документов будет направлен в центральный аппарат федерального агентства для принятия решения о возможности предоставления в собственность земельного участка.

Письмом от 12.10.2009 № 81 ТУ ФАУГИ сообщило Дзагоеву Л.Н. о том, что вопрос предоставления земли в собственность решается территориальным управлением по поручению Федерального агентства, а потому его документы направлены в Росимущество. После получения соответствующего поручения Росимущества, территориальным управлением будет принято решение.

В связи с тем, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка ТУ Росимущества по РСО-Алания решен не был, иных ответов не получено, Дзагоев Л.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии со статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий), решений органов государственной власти незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.

Судом установлено, что Дзагоев Л.Н. предоставил все документы предусмотренные перечнем.

Учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка Дзагоев Л.Н. обратился 14.08.2009, ТУ Росимущества по РСО-А по заявлению Дзагоева Л.Н. о предоставлении ему участка в собственность должно было принять соответствующее  решение в срок до 14.09.2009, а в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суд первой инстанции правильно указал, что Земельным кодексом не предусмотрено продление сроков, указанных в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, а потому проведение реорганизации в системе Росимущества не является основанием для нерассмотрения заявления Дзагоева Л.Н. о предоставлении ему спорного участка в собственность.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие ТУ Росимущества по РСО-А выразившееся в не рассмотрении заявления предпринимателя в срок до 14.09.2009 и не направлении проекта договора,  не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому является незаконным.

Право собственности предпринимателя на расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке объекты недвижимого имущества подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права №15 АЕ 837497, №15 АЕ 837496, №15 АЕ 837495 от 10.04.2009, (листы дела 18 - 20), а потому данный предприниматель, как собственник объектов недвижимости, вправе реализовать предоставленную ему частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества возможность приобрести в собственность спорный земельный участок.

Ссылка ТУ Росимущества на то, что в соответствие с Положением о территориальном управлении, утв. Приказом ФАУГИ № 49 от 27.02.2009, решение о предоставлении земли в собственность  принимается Территориальным управлением только по поручению Федерального агентства, обоснованно не принята судом. Как правильно указал суд, данное Положение не изменяет срок рассмотрения заявлений, установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, в рассматриваемый период таким органом являлось Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Территориальные органы и само Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.

На территории Республики Северная Осетия-Алания полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-Алания, действующее на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-Алания. А потому Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-А было вправе принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком.

Довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии в предоставленном пакете документов выписки из реестра федерального имущества, предусмотренной пунктом 6  Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 не принимается апелляционным судом как несоответствующий действующему законодательству, поскольку указанное Постановление не расширяет перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отнести на заявителя, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями  266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.12.2009 по делу № А61-2004/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

Председательствующий                                                                        И.М. Мельников

Судьи:                                                                                                      Д.А. Белов

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу n А61-1575/09. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью  »
Читайте также