Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А15-1269/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/аШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОНЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А15-1269/2009 02 февраля 2010 года №16АП-2643/09 Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2010 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Фриева А.Л., судей: Д.А.Белова, З.М.Сулейманова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Амироковой Я.Х., рассмотрев апелляционную жалобу Администрации муниципального района «Сулейман-Стальский район» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2009 по делу № А15-1269/2009 по заявлению конкурсного управляющего МУСП «Коммуна» к администрации МО «Сулейман-Стальский район» об отмене постановления главы администрации района от 28.08.2008 №204 (судья Алиев А.А.), при участии в заседании представителей: от конкурсного управляющего: не явился, извещен 18.01.10, от администрации района: Исмаилов М.М. – по доверенности, от МУП «Карчаг-Дере»: Таджибов З.Д. – директор,
У С Т А Н О В И Л: Конкурсный управляющий муниципального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Коммуна» (далее – МУСП) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Дагестан о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования «Сулейман-Стальский район» от 28.08.2008 №204 (администрация), которым основные средства МУСП на сумму 5 151 000 руб. переданы другому муниципальному унитарному предприятию «Карчаг-Дере» (далее – МУП). В качестве второго ответчика привлечено МУП «Карчаг-Дере». Заявление мотивировано тем, что в результате издания данного ненормативного акта и передачи имущества в отношении МУСП возбуждена процедура несостоятельности, поскольку предприятие оказалось неспособно осуществлять хозяйственную деятельность. В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительным вышеуказанное постановление и выдать исполнительный лист на возврат имущества. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2009 постановление главы администрации признано недействительным, суд обязал главу администрации устранить допущенное нарушение путем отмены постановления, а также обязал возвратить имущество, переданное МУП «Карчаг-Дере». Не согласившись с данным решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить его, поскольку передача имущества вновь образованному МУП «Карчаг-Дере» является необходимым и соответствует целям производства сельскохозяйственной продукции. МУСП «Коммуна» сократила объем своей деятельности, в связи с чем неиспользуемое имущество было изъято у МУСП и передано вновь образованному предприятию «Карчаг-Дере». Заявление подано с пропуском 3-месячного срока. В судебном заседании представители администрации и МУП «Карчаг-Дере» поддержали апелляционную жалобу и просили ее удовлетворить. Представитель конкурсного управляющего в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие. Рассмотрев апелляционную жалобу и материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости частичного изменения судебного акта по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, постановлением администрации МО «Сулейман-Стальский район» от 07.06.2008 №119 учреждено муниципальное унитарное предприятие «Карчаг-Дере». Постановлением главы администрации района от 28.08.2008 №204 часть основных средств МУСП «Коммуна» на сумму 5 151 000 руб. передано вновь образованному МУП «Карчаг-Дере». В соответствии с актом от 29.08.2008 и описью №1 (приложение в постановлению) произведена передача имущества МУСП «Коммуна» в МУП «Качаг-Дере» на сумму 5 151 000 руб. ФНС России в лице УФНС России по РД 16.09.2008 (через 18 дней после передачи имущества) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МУСП «Коммуна» в связи с неисполнением должником длительное время обязанности по уплате налогов и сборов. Определением суда от 24.11.2008 по делу №А15-1694/2008 требование УФНС России по РД признаны обоснованными по уплате обязательных платежей в размере 4 933 762 руб. и в отношении МУСП «Коммуна» введено наблюдение. Временным управляющим утвержден Магомедов А.М. Решением суда от 23.03.2009 МУСП «Коммуна» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Джабраилов Ш.Д. Ходе конкурсного производства конкурсным управляющим проведен анализ сделок и действий, совершенных органами управления должника и установлено наличие действий ухудшивших платежеспособность должника. Так, постановлением главы администрации муниципального образования «Сулейман-Стальский район» от 28.08.2008 №204 основная часть средств на сумму 5151000 руб. переданы другому предприятию МУП «Карчаг-Дере». Имея задолженность перед кредиторами, администрация муниципального образования «Сулейман-Стальский район», вывела активы предприятия, чем нарушила интересы и права кредиторов. По состоянию на 31.12.2008 совокупная балансовая стоимость активов МУСП «Коммуна» составляет 4 348 000 руб., состоящие из неликвидного имущества. Общая задолженность согласно реестру требований кредиторов составляет 6 148 709,68 руб., что превышает обязательства над активами 1 800 709,68 руб. Собранием кредиторов от 05.03.2009, оформленным как протокол первого собрания кредиторов №1, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления главы администрации муниципального образования «Сулейман-Стальский район» от 28.08.2008 №204. Временным управляющим Магомедовым A.M. проведен анализ финансового состояния должника - МУСП «Коммуна» по результатам, которого сделан вывод о том, что у предприятия отсутствует возможность восстановления платежеспособности и ведения дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство вызвано неэффективным использованием имущества, передачей большинства ликвидных активов (основных средств) МУП «Карчаг-Дере», изъятием всех земельных площадей, закрепленных за предприятием на территории района в фонд перераспределения земель районной администрации. Проверкой, проведенной временным управляющим Магомедовым A.M. на предмет наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства МУСП «Коммуна» за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, установлено, что признаки преднамеренного банкротства МУСП «Коммуна» имеются. Согласно пункту 4 статьи 24 Закона №127-93 арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного банкротства. Изымая имущество у предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, уполномоченный орган и должник (если он дает на это согласие) должны доказать, что изъятие произведено правомерно - не нарушает интересов кредиторов. Однако такие доказательства не были представлены. Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что изъятие собственником имущества у предприятия из хозяйственного ведения при банкротстве противоречит существу законодательства о банкротстве. Нормы Закона о банкротстве направлены на обеспечение интересов конкурсных кредиторов - на максимально возможное удовлетворение их требований, что осуществляется посредством сохранения конкурсной массы. В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Пунктом 1 статьи 235 названного Кодекса установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. При отсутствии у предприятия возможности осуществлять задачи, определенные уставом, собственник вправе был решить вопрос о прекращении его деятельности путем реорганизации или ликвидации (пункт 5 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно могло быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) предусмотрена обязанность должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Таким образом, изымая имущество у предприятия без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, собственник и предприятие-должник (если оно дает на это согласие) должны доказать, что изъятие произведено правомерно - не нарушает интересы кредиторов. Однако, как правильно указано судом первой инстанции, такие доказательства не предоставлены, а напротив, после изъятия основных средств предприятие утратило возможность осуществлять хозяйственную деятельность, оставшегося у них имущества недостаточно для расчетов с кредиторами, изъятие имущества способствовало ухудшению финансового состояния предприятий и признанию их несостоятельными (банкротами). Передав основные средства, вместе с тем, администрация не передала долги предприятия. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принималось с целью избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия, в связи с чем постановление не соответствует закону (статьям 18, 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и нарушает права и интересы кредиторов. Судом первой инстанции установлено, что в оспариваемом постановлении от 28.08.2008 №204 мотивы и правовые основания изъятия имущества из хозяйственного ведения предприятия администрацией не указаны. В материалах дела отсутствует заявление предприятия или иные доказательства, выражающие его волю на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение о признании постановления недействительным. В мотивировочной части решения суд первой инстанции описывает изъятие имущества у предприятий в результате издания распоряжений, хотя изъятие произведено у одного предприятия и на основании постановления. Однако, допущенная опечатка не привела к принятию неправильного решения в этой части. Доводы администрации о том, что заявителем пропущен специальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, судом правомерно признан ошибочным, поскольку о нарушенном праве конкурсный управляющий узнал после его письменного обращения 28.04.2009 к главе администрации о получении копии оспариваемого постановления. Доказательств более раннего получения конкурсным управляющим оспариваемого постановления в материалах дела не имеется. Кроме того, заявитель заявил о восстановлении пропущенного процессуального срока. Однако, суд пришел к правильному выводу о том, что указанный срок заявителем не пропущен. В связи с этим доводы ответчика о пропуске срока установленного статьей 198 АПК РФ является необоснованным. Вместе с тем, суд первой инстанции, ссылаясь на часть 4 статьи 201 АПК РФ, обязал главу администрации района устранить допущенное нарушение путем отмены постановления, а также обязал его возвратить имущество, переданное МУП «Карчаг-Дере». Указанная обязанность главы администрации по возврату имущества, переданного МУП «Карчаг-Дере», изложенная в решении суда, является неправомерной и необоснованной. Суд не вправе был в рамках рассматриваемого спора разрешать имущественный спор, поскольку вопросы разрешения имущественного вопроса возможно только путем самостоятельной подачи соответствующего иска в суд. В настоящем деле не рассматривался имущественный спор и каких-либо выводов суда в этой части в решении не изложено. Вопрос о выдаче исполнительного листа на возврат имущества не требует разрешения в судебном решении, поскольку данный вопрос является процессуальным и зависит от предмета рассматриваемого спора. Поскольку заявителем не заявлен имущественный спор по оспариванию сделки и применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества, исполнительный лист на возврат имущества по требованию о признании недействительным постановления главы администрации выдаче не подлежит. Кроме того, возлагая обязанность по возврату имущества на главу администрации, суд не учел, что данное имущество не находится у главы администрации, а закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Карчаг-Дере», в связи с чем суд не вправе был возлагать на главу администрации указанную обязанность в связи с отсутствием у него данного имущества. При таких обстоятельствах решение суда подлежит частичному изменению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: 1. Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2009 по делу №А15-1269/2009 отменить в части обязания главы администрации Муниципального образования «Сулейман-Стальский район» возвратить имущество, переданное МУП «Карчаг-Дере». 2. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.09.2009 по делу №А15-1269/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 3. Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции. Председательствующий А.Л.Фриев Судьи Д.А.Белов
З.М.Сулейманов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А20-1601/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|