Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А20-1752/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А20-1752/09

22 декабря 2009 года                                                                         Регистрационный номер

                                                                    апелляционного производства 16АП-2922/09 (1)

Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Белова Д.А.

судей З.М. Сулейманова, И.А. Цигельникова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М, Афашоковым, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2009 года по делу № А20-1752/09

по заявлению Открытого акционерного общества «Нальчиктеплоэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании ущерба,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального Казначейства по Кабардино-Балкарской Республике,

            при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бозиев Э.З. (дов. б/н от 01.12.09), Маиров О.К. (дов. б/н от 06.11.09),

от заинтересованного лица: не явились (увед. 30.11.09 № 05010),

от третьего лица: не явились (увед. 30.11.09 № 05012),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Нальчиктеплоэнерго» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – заинтересованное лицо, управление), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:  Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство) о взыскании 1 403 700 руб. ущерба и расходов по уплате государственной пошлины.

Заявленные требования обоснованы тем, что постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР № 06/21-08 от 15.05.2008 о привлечении ОАО «Нальчиктеплоэнерго» к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 1 403 700 руб.

В предварительном судебном заседании 04.09.09 истец представил уточненные исковые требования, в которых просил обязать управление Федеральной антимонопольной службы по КБР принять решение о возврате из бюджета уплаченной суммы штрафа в размере 1 403 700 руб. и обязать возвратить сумму штрафа.

Решением суда от 12.10.2009 года приняты уточненные исковые требования. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике принять решение и возвратить открытому акционерному обществу «Нальчиктеплоэнерго» из федерального бюджета уплаченный (взысканный) штраф в размере 1 403 700 (один миллион четыреста три тысячи семьсот) рублей; возвратить открытому акционерному обществу «Нальчиктеплоэнерго» из федерального бюджета, уплаченную по платежному поручению № 33 от 22.07.2009 года госпошлину в размере 18 518 (восемнадцать тысяч пятьсот восемнадцать) рублей.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.10.2009 года отменить, как незаконное и необоснованное.

По мнению заинтересованного лица, УФАС по КБР не могло быть привлечено в качестве заинтересованного лица по настоящему делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств.

Управление считает, что судом допущено нарушение норм процессуального права, поскольку заявление общества принято к производству суда по истечении процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

УФК по КБР представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Поясняет, что на территории Кабардино-Балкарской Республики полномочия главного администратора доходов бюджета Российской Федерации, по данной категории дел, осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР.

В судебном заседании представители общества, против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

УФАС по КБР и УФК по КБР, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание, лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени его проведения, не препятствует рассмотрению дела.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

На основании постановления Управления Федеральной Антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике № 06/21-08 от 15.05.08г. ОАО «Нальчиктеплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами, порядка ценообразования и согласно статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности, с применением наказания в виде административного штрафа в размере 1 403 700 руб. (л.д.15-17).

Не согласившись с указанным постановлением УФАС по КБР от 15.05.08г., ОАО Нальчиктеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании данного постановления незаконным.

Решением Арбитражного суда КБР от 07.08.08г. по делу №А20-1387/2008 в удовлетворении вышеуказанного заявления ОАО «Нальчиктеплоэнерго» отказано.

ОАО «Нальчиктеплоэнерго» обратилось в Федеральный Арбитражный суд Северо­-Кавказского округа (далее - ФАС СКО) с кассационной жалобой об отмене решения Арбитражного суда КБР от 07.08.08г. по делу №А20-1387/2008.

Постановлением ФАС СКО от 13.11.08г. решение Арбитражного суда КБР от 07.08.08г. отменено и направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда КБР от 29.12.08г. по делу №А20-1387/2008 в удовлетворении заявления повторно отказано.

ОАО «Нальчиктеплоэнерго» вновь обратилось в ФАС СКО с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда КБР от 29.12.08г. по делу №А20-1387/2008.

В период оспаривания судебных актов Арбитражного суда КБР по делу №А20-1387/2008, УФАС по КБР направило оспариваемое постановление №06/21-08 от 15.05.08г. в Нальчикский городской отдел Управления Федеральной Службы Судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (НГО УФССП по КБР) для исполнения.

На основании указанного постановления судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство №85/9/38773/21/2008 от 24.10.08г. о взыскании с ОАО «Нальчиктеплоэнерго» штрафа в размере 1 403 700 руб.

Согласно акту изъятия денежных средств от 19.01.09г. судебный пристав – исполнитель по расходному кассовому ордеру № 34 от 19.01.09г. изъял из кассы ОАО «Нальчиктеплоэнерго» 50 000 руб., а на основании платежного поручения № 2 от 21.01.09г. ОАО «Нальчиктеплоэнерго» перечислило на депозитный счет НГО УФССП по КБР 1 353 700 руб. (л.д. 37-40).

Постановлением ФАС СКО от 07.04.2009г.   решение Арбитражного суда КБР от

29.12.2008г.   отменено, а заявление ОАО «Нальчиктеплоэнерго» о признании незаконным постановления УФАС по КБР №06/21-08 от 15.05.08 о взыскании административного штрафа в размере 1 403 700 руб. удовлетворено (л.д. 22-23).

Поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР не принято мер по возврату спорной суммы, а бездействие антимонопольной службы лишает общество возможности использования указанных денежных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку Управление антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике наделено полномочиями администратора доходов бюджета Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.8 Положения «О территориальном органе Федеральной Антимонопольной службы» (утвержденный приказом ФАС от 15.12.06г. № 324) территориальный орган имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Согласно пункту 5 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае его отмены.

Пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы в порядке определенном данной нормой.

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007г. № 63-ФЗ, действующей с 01.01.2008г.) определены бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета. Администратор доходов бюджета в соответствии с пунктом 2 указанной статьи обладает следующими бюджетными полномочиями:

- осуществляет начисление, учет и контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" согласно приложению № 6 к названному Федеральному закону (действовавший на момент издания спорного постановления УФАС по КБР от 15.05.08г.) и Приложению № 4 к Федеральному закону от 24.11.08г. «204-ФЗ» «О федеральном бюджете на 2009 год, плановый 2010 и 2011 год» утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, в который входит Федеральная антимонопольная служба.

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной служба от 5 декабря 2008 г. № 518 «О наделении территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России полномочиями администратора поступления в бюджеты РФ» утвержден перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, осуществляющих полномочия администратора доходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов, с закреплением за ними доходов по кодам бюджетной классификации.

В соответствии с приложением к вышеуказанному приказу на территории Кабардино-Балкарской Республики полномочия администратора доходов бюджета Российской Федерации, территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов осуществляет Управление антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод УФАС по КБР о том, что оно не могло быть привлечено в качестве заинтересованного лица по настоящему делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств. Исходя из правового смысла вышеизложенных норм действующего законодательства Управление антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике наделено полномочиями администратора доходов бюджета Российской Федерации, территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов, должно принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представлять поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Довод заинтересованного лица о пропуске заявителем процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, при подаче настоящего искового заявления, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку порядок привлечения к административной ответственности предметом настоящего спора не является.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность, вынесенного по делу решения, считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом в полной мере исследованы материалы дела и имеющиеся доказательства, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда от 12.10.09г., не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с 31.01.2009г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку Управление антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике освобождено от уплаты госпошлины, госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, не взыскивается.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2009 года по делу № А20-1752/09  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                                    Д.А. Белов

Судьи                                                                                                             З.М. Сулейманов

                                                                                                                       

                                                                                                                        И.А. Цигельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А20-1774/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также