Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2009 по делу n А18-1128/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                      Дело №А18-1128/09

03 декабря 2009 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 г., полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Афанасьевой Л.В.

судей Баканова А.П., Мельникова И.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.10.2009 по делу №А18-1128/09

по заявлению Государственного унитарного предприятия «Орджоникидзевское дорожное ремонтно-строительное управление»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №10 от 17.08.2009 (судья Глазунова И.Н.),

в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие «Орджоникидзевское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - предприятие) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее – Управление) о назначении административного наказания №10 от 17.08.2009 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением суда от 15.10.2009 предприятию восстановлен срок на оспаривание постановления административного органа. Суд признал незаконным и отменил постановление о назначении административного наказания №10 от 17.08.2009. Решение суда мотивировано отсутствием события административного правонарушения.

Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований. Заявитель ссылается на наличие вины предприятия в совершении вмененного ему правонарушения.

Предприятие в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.10.2009 по делу №А18-1128/09 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что предприятия на основании лицензии от 27.09.2004 осуществляет строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Управлением на основании приказа № 03/35 от 03.08.2009 проведена плановая проверка деятельности предприятия на предмет соблюдения требований нормативов и нормативных документов в области ООС, наличие проектов ПДВ, разрешения на выбросы и сборы ЗВ в ОС, а также произведение платы за негативное воздействие на ОС (л.д. 27-29).

В ходе проверки установлено, что при производственно-хозяйственной деятельности на административной территории станицы Орджоникидзевской предприятие с мая 2007 г. по 10 августа 2009 г. ведет производственную деятельность в отсутствии – разрешения на временное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия; а также разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

По данным фактам составлен протокол об административном правонарушении № 10 от 14.08.2009, акт № 40 от 17.08.2009, выдано предписание № 09 от 17.08.2009 об устранении выявленных нарушений (л.д. 6-7, 10-12, 13-14).

 17.08.2009 вынесено постановление №10 о назначении административного наказания, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 8-9).

Предприятие, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

 Статьей 8.2 КоАП предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В силу статьи 1 названного Закона отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами (статья 18 названного Закона). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Правительством Российской Федерации.

Содержание указанных правовых норм свидетельствует о том, что юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как следует из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении, предприятие осуществляло производственную деятельность в отсутствие разрешение на временное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия.

Между тем, судом установлены, что предприятием 26.04.2006 получено разрешение на временное размещение отходов на территории предприятия (л.д. 16) сроком действия до 26.04.2007. Срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2009. В деле имеется письмо Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Ингушетия (л.д. 128-129), согласно которому предприятие обратилось с заявлением о продлении срока действия разрешения, предприятие обратилось 24.07.2009, то есть до начала проведения проверки. Следовательно, срок действия имеющегося у предприятия разрешения составляет с 26.04.2006 по 31.12.2009.

Статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 1 Закона N 96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В силу статьи 12 Закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Статьей 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена в части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении, предприятие осуществляло производственную деятельность в отсутствие разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Между тем, судом установлены, что предприятием 26.04.2006 получено разрешение на разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 15) сроком действия до 26.04.2007. Срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2009. В деле имеется письмо Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Ингушетия (л.д. 128-129), согласно которому предприятие обратилось с заявлением о продлении срока действия разрешения, предприятие обратилось 24.07.2009, то есть до начала проведения проверки. Следовательно, срок действия имеющегося у предприятия разрешения составляет с 26.04.2006 по 31.12.2009.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выводы Управления, изложенные в оспариваемом постановлении о наличии в действиях предприятия состава  административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Административным органом не проверены объяснения представителя предприятия о наличии специальных разрешений.

 При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях предприятия события административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление о назначении административного наказания №10 от 17.08.2009 правомерно признано судом незаконным и отменено

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.10.2009 по делу №А18-1128/09.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.10.2009 по делу №А18-1128/09  оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                        А.П. Баканов

                                                                                                                   И.М. Мельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2009 по делу n А15-1191/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также