Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А61-740/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А61-740/09

25 ноября 2009 г.                                                                                    Вх. № 16АП-2509/09

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2009,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 25.11.2009

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П. (судья – докладчик), судей Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карапетовым С.Л. и участии в заседании от истца – муниципального унитарного предприятия «Моздокские тепловые сети» – Ситниковой И.А. (доверенность от 13.01.2009 № 33), Гетуновой Т.В. (доверенность от 23.11.2009 № 1047), от ответчика – администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания - Февралева А.С. (доверенность от 15.01.2009 № 36), от третьего лица – Правительства Республики Северная Осетия – Алания – Галуева А.Д. (доверенность от 24.11.2009 № 09-24/3707), в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Республики Северная Осетия – Алания, Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 24.08.2009  по делу № А61-740/09 (судья Баскаева Т.С.), установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Моздокские тепловые сети» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания (далее – Минфин республики) о взыскании 577 087 рублей 08 копеек убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (тепловой энергии) в период с мая 2006 года по 31.12.2008 категориям граждан «многодетные семьи» (уточненные требования).

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация местного самоуправления Моздокского района (далее – администрация), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания (далее – Минфин России в лице УФК по РСО-Алания), в качестве третьего лица привлечено Правительство Республики Северная Осетия – Алания (далее – Правительство).

Решением от 24.08.2009 с администрации взыскано 577 087 рублей 08 копеек, в удовлетворении исковых требований к Минфину республики отказано. Суд исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий по социальной поддержке многодетных семей, компенсируются за счет средств местных бюджетов. Поскольку администрация не представила доказательств компенсации предприятию выпадающих доходов за спорный период, исковое требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Администрация не согласилось с решением суда первой инстанции, указала на несостоятельность выводов суда первой инстанции, сославшись на отсутствие у нее в спорный период обязанности по компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям. Ответчик полагает, что расходы предприятия подлежат возмещению за счет республиканского бюджета.

Из отзыва предприятия следует, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, не нарушает нормы материального права, в связи с чем является законным и обоснованным.

Правительство и Минфин России также не согласны с доводами апелляционной жалобы, считают оспариваемый судебный акт законным и обоснованным.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции от 24.08.2009 в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции от 24.08.2009 подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприятие, являясь поставщиком жилищно-коммунальных услуг населению Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания. В период с мая 2006 года по 31.12.2008 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Закона Республики от 02.12.1997 № 15-З «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания» истец производил отпуск тепловой энергии проживающим в Моздокском районе многодетным семьям по льготной цене - со скидкой в размере 30 процентов от установленной платы. Не компенсированные выпадающие доходы от предоставления указанной льготы за спорный период составили 577 087 рублей 08 копеек.

Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.

В обоснование заявленного требования предприятие представило суду списки лиц, пользующихся льготой, статистические сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также отчеты о фактически оказанных услугах за спорный период. Данные доказательства администрацией Моздокского района не оспорены и документально не опровергнуты.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи и социальной защиты (включая социальное обеспечение) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции). В то же время в случае отсутствия федерального закона, регулирующего определенную сферу правоотношений, Президент России вправе издать нормативный указ по данному вопросу, не нарушая при этом требования части 3 статьи 90 Конституции, согласно которой правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано установить для многодетных семей особые льготы, в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами.

Право на 30-процентную скидку по оплате коммунальных услуг предусмотрено для многодетных семей и в статье 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 02.12.1997 № 15-З «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации (Республики Северная Осетия - Алания) для многодетных семей закреплена льгота в виде 30-процентной скидки по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. При этом местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133 Конституции).

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

В свою очередь, компенсация (финансирование) дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов, осуществляется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 86 Кодекса).

Возражая против иска, администрация Моздокского района правомерно указывает на нефинансирование истребуемых предприятием сумм из республиканского бюджета, что и явилось причиной их неутверждения в установленном порядке в составе расходов районного бюджета за 2006-2008 годы. В обоснование своих доводов администрация указала, что средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента России от 05.05.1992 № 431 и Законом Республики Северная Осетия - Алания от 02.12.1997 № 15-З, в расходной части бюджетов не предусмотрены, а бюджеты дефицитны.

Правительство не оспаривает размер исковых требований, при этом не согласно с апелляционной жалобы в части необходимости взыскания денежных средств за счет республиканского бюджета, считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии договорных отношений предприятия и администрации, следовательно, и отсутствие основания для  компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот.

Однако, данный довод является несостоятельным, поскольку наличие договорных отношений не является обязательным условием для финансирование льгот, так как предоставление и финансирование льгот многодетным семьям относится к расходным обязательствам республики, следовательно требования предприятия подлежат взысканию с казны республиканского бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями  266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 24.08.2009  по делу № А61-740/09 в части взыскания задолженности с администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания изменить, взыскать с казны Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия – Алания в пользу муниципального унитарного предприятия «Моздокские тепловые сети» 577 087 рублей 08 копеек задолженности.

В остальной части решение от 24.08.2009 оставить без изменения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                        А.П. Баканов

Судьи:                                                                                                      Л.В. Афанасьева

И.М. Мельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А63-3909/09-С1-34. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также