Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А20-1550/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                        Дело №А20-1550/2009

25 ноября 2009 года

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2009,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 25.11.2009

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В., Винокуровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике

на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу №А20-1550/2009 (судья Шогенов Х.Н.)

по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике к Министерству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами  Кабардино-Балкарской Республики,

третьи лица: ЗАО «Эдельвейс-Холдинг», ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер»,

о признании недействительным договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

 

Между Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики и ЗАО «Эдельвейс-Холдинг» заключен договор аренды от 01.07.2008.

Передаваемое в аренду государственное имущество Кабардино-Балкарской Республики нежилое помещение под аптеку расположено по адресу: г. Нальчик, ул. Лермонтова, 23, общей площадью 13,8 кв.м.

Балансодержателем передаваемого в аренду недвижимого имущества выступает ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер». Срок аренды был установлен с 01.07.2008 по 29.06.2009. Размер арендной платы определен сторонами в размере 5 797 рублей 10 копеек (с НДС) на основании отчета №04/07 по определению величины арендной платы.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики о признании договора аренды б/н от 01.07.2008 недействительным. Исковые требования мотивированы тем, что договор аренды заключен с нарушением закона без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, судом привлечено ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер», а ЗАО «Эдельвейс-Холдинг» в качестве ответчика.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, ответчик руководствовался Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование», не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Оспариваемый договор заключен сторонами до внесения изменений в ФЗ «О защите конкуренции», который на момент его заключения соответствовал императивным требованиям закона.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая, что, передавая хозяйствующему субъекту, осуществляющему конкурентные виды деятельности, помещение в аренду без проведения торгов и уведомления антимонопольного органа, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики нарушило положения ФЗ «О защите конкуренции», предоставив ЗАО «Эдельвейс-Холдинг» преимущество, которое обеспечивает ЗАО «Эдельвейс-Холдинг» более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках. Кроме того, действующая на момент заключения договора норма ФЗ «О защите конкуренции» предусматривала необходимость проведения торгов.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением указанных в этой статье случаев. Орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Если помощь предоставляется путем передачи муниципального имущества, к ходатайству прилагаются определенные документы. Если в ходе рассмотрения представленных ходатайства и документов антимонопольный орган примет решение о том, что указанные в ходатайстве действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной помощью, антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной помощи удовлетворяет ходатайство, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Статья 19 названного Закона к целям предоставления государственной помощи относит, в частности, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения; социальную поддержку безработных граждан и содействие занятости населения.

Согласно статье 21 Закона акты о предоставлении государственной помощи, не представленные предварительно в антимонопольный орган, могут быть признаны судом недействительными.

Из приведенных норм следует, что государственная помощь может быть и в виде возмездной или безвозмездной передачи муниципального имущества. Однако при этом должны преследоваться названные в Законе цели, а нарушение порядка предоставления государственной помощи может повлечь последствия, указанные в статье 21 Закона, только в том случае, если исполнение соответствующего акта приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции.

Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемом случае передача имущества в аренду не является государственной помощью, поскольку не отвечает установленным пунктом 1 статьи 19 Закона целям.

Из материалов дела следует, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики руководствовалось Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование», не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 4.24 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2007 №326-ПП установлено право Министерства на передачу государственного имущества  Кабардино-Балкарской  Республики  в  аренду.

Материалами дела подтверждается, что целью заключения оспариваемого договора являлось получение дохода от распоряжения имуществом, а не оказания помощи. Истцом доказательств, свидетельствующих о том, что передача имущества в аренду обществу преследовала цель оказания помощи обществу, а не получения дохода от распоряжения имуществом, суду не представлено.

Оспариваемая сделка не противоречила иному законодательству, действовавшему на момент ее заключения. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующая на момент заключения договора норма ФЗ «О защите конкуренции» предусматривала необходимость проведения торгов, арбитражным апелляционным судом отклоняется, поскольку он не соответствует действительности. Законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, не предусмотрена обязанность органов государственной власти по передаче в аренду государственного имущества путем проведения публичных процедур, в том числе и торгов. Нежилые помещения переданы ЗАО «Эдельвейс-Холдинг» в аренду в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.09.2006 № 254-1111 «О методике расчета арендной платы за временное владение и пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики» и Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование».

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающая заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена в действие 02.07.2008 и не может быть применена к правоотношениям, возникшим до введения данной нормы в действие.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу №А20-1550/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                         С.А. Параскевова

Судьи                                                                                            Е.В. Жуков

Н.В. Винокурова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А61-740/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также