Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А15-1993/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А15-1993/2009

25 ноября 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Мельников И.М.,

судей: Афанасьевой Л.В., Баканова А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.10.2009 по делу № А15-1993/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дагимпэкс» о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни от 15.09.2009 № 10302000-555/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (судья Батыраев Ш.М.),

при участии в заседании:

от ООО «Дагимпэкс»: не явились, извещены (уведомление 05616);

от Дагестанской таможни: не явились, извещены (уведомление 05615);

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Дагимпэкс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее – таможня) от 15.09.2009 по делу № 10302000-555/2009 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 08.10.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил полностью постановление Дагестанской таможни от 15.09.2009 по делу № 10302000-555/2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дагимпэкс» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения .

Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.10.2009 и принять новый судебный акт.

Податель жалобы свое несогласие с судебным актом мотивирует неправильным установлением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Правильность решения от 08.10.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела,  проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 21.11.2007 № 7 из Республики Корея в адрес общества поступил товар – полимерные покрытия для пола несамоклеящиеся безворсовые цветные в рулонах в количестве 38712 кг. 15.05.2009 на указанный товар в Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни обществом подана грузовая таможенная декларация № 10302070/150509/0002313.

21.05.2009 товар выпущен в таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления.

После выпуска товара таможней проведана проверка соблюдения применения запретов и ограничений при его выпуске.

В ответ на запрос таможни от 16.06.2009 № 46-186/02235 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) письмом от 06.07.2009 №19-2-5-4227 сообщило, что полимерные покрытия для пола несамоклеящиеся безворсовые цветные в рулонах с основой из вспененного поливинилхлорида (линолеум), код ТН ВЭД России 3918 10 900 0 подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

На основании указанного письма таможня сделала вывод о том, что ввезенный обществом товар выпущен без представления сертификата соответствия пожарной безопасности.

По данному факту определением от 31.07.2009 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении № 10302000-555/2009 по признакам части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол от 31.08.2009.

Постановлением таможни от 15.09.2009 по делу № 10302000-555/2009 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса.

На основании статьи 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. При декларировании товара и совершении иных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые сведения и документы (часть 2 статьи 127 Кодекса)

В силу статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности, разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

На основании статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск товаров таможенными органами осуществляется при условии, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или с соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 32) предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.

Для целей таможенного оформления списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.

30.04.2009 вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 №241 утвержден Список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Настоящее постановление вступило в силу с 1 мая 2009 г.

Как следует из материалов дела, обществом ввезен товар – полимерные покрытия для пола несамоклеящиеся безворсовые цветные в рулонах с основой из поливинилхлорида, который классифицируется по коду ТН ВЭД России 3918109000.

Согласно письму Департамента надзорной деятельности МЧС России от 06.07.2009 №19-2-5-4227 указанный товар подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности путем выдачи компетентными органами сертификата или декларации соответствия требованиям пожарной безопасности.

При таможенном оформлении данного товара обществом  не был представлен сертификат  соответствия  на ввезенный товар требованиям пожарной безопасности.

Причиной выпуска товара без сертификата соответствия явилось то, что и должностное лицо таможни, осуществляющее таможенный контроль, и само общество полагали, что ввезенный обществом товар не включен в состав Списка продукции, подлежащей сертификации.

В то же время материалы дела подтверждают, что еще до подачи таможенной декларации по требованию покупателя товара обществом были приняты меры по получению сертификата соответствия товара требованиям пожарной безопасности, и такой сертификат был представлен в таможню в ходе административного расследования.

При этом следует отметить, что сертификат соответствия ввезенного товара требованиям пожарной безопасности получен обществом и представлен в таможню до составления протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что у таможни не было оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку товар, ввезенный обществом на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД №10302000/150509/0002313, соответствует установленным законом требованиям пожарной безопасности, что подтверждается представленным в таможню до составления протокола об административном правонарушении сертификатом соответствия от 05.08.2009 №С-КR.ПБ11.А.00038.

Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции.

Отклоняя доводы таможенного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях апелляционный суд  считает необходимым отметить следующее.

Выпуск товаров осуществляется в соответствии со статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 Кодекса (пункт 1 статьи 152 ТК РФ).

В пункте 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых товар подлежит выпуску:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 Кодекса;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с названным Кодексом;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.

Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями этой статьи.

В рассматриваемом случае согласно пункта 46 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 уполномоченное должностное лицо незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной Приложением 1 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 № 1096 «Об утверждении форм документов».

Указанные требования при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации несоблюдения условий выпуска не выполнены, 

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А22-215/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также