Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу n А25-1135/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А25-1135/2009

18 ноября  2009 года                                                                                  Вх.16АП-2633/09(1,2)

(резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2009, полный текст изготовлен 18.11.2009).

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей: Белова  Д.А., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиным А.А.,

рассмотрев апелляционные жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.09.2009 по делу №А25-1135/2009 по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики к УФАС по КЧР об оспаривании  ненормативных  правовых актов антимонопольного органа,  (судья Д.Г. Шишканов),

при участии в заседании:

от Правительства Карачаево-Черкесской Республики – Кулябцев Р.Ф. по доверенности от 05.03.2009,

от Мэрии муниципального образования г. Черкесск - не явились, извещена 02.11.2009,

от Управления Министерства юстиции  РФ по КЧР - не явились, извещено 02.11.2009,

от Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - не явились, извещено 30.10.2009,

от УФАС по КЧР - не явились, извещено 02.11.2009,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее – правительство) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – управление) о признании недействительными ненормативных правовых актов - решения от 25.06.2009 по делу № 11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания № 13 (исх. № 1430-1/7) от 06.07.2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство), Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее - мэрия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.09.2009 по делу №А25-1135/2009 в удовлетворении требований правительства в части выводов и предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленных пунктами 3, 3.1 Приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 480 от 27.12.2007 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» отказано, в остальной части требования правительства удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что министерство при подготовке проекта нормативного правового акта и правительство при издании постановления № 480 от 27.12.2007 не учли соответствие антимонопольному законодательству постановление главы г. Черкесска №663 от 27.02.2006, из которого были взяты ставки арендной платы за земельные участки, тем самым допустили нарушение антимонопольного законодательства.

Не согласившись с данным решением суда, правительство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа  в удовлетворении требований правительства и принять в этой части новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования правительства. Заявитель считает, что управление сославшись на  нарушение правительством антимонопольного законодательства не указал какое именно нарушение   допущено.

Не согласившись с данным решением суда, управление  подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований правительства отменить   принять в  оспариваемой части новый судебный акт, отказав правительству в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции  неправильно истолковал нормы материального права.

В судебном заседание представитель управления не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель правительства в судебном заседании  пояснил, что отказывается от апелляционной жалобы, просит принять отказ апелляционной жалобы и просил прекратить производство по данной жалобе.

Правильность решения от 10.09.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и апелляционные жалобы, выслушав представителя правительства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, правительством издано постановление № 480 от 27.12.2007 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы». Приложением к постановлению заявителя № 480 от 27.12.2007 установлены базовые ставки годовой арендной платы за 1 кв.м. за использование земельных участков в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков, их местоположения и т.д.

В порядке осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением было возбуждено дело № 11 о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела управление вынесло решение от 25.06.2009, которым  правительство признано нарушившим антимонопольное законодательство в несоблюдении положений ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при издании постановления № 480 от 27.12.2007.

Предписанием № 13 от 06.07.2009 управление обязало правительство прекратить нарушение антимонопольного законодательства и в этих целях в срок до 20.08.2009 устранить дифференциацию базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, установленную пунктами 3, 3.1, 4.1, 4.2, 16, 27, 28 Приложения к постановлению № 480 от 27.12.2007.

Не согласившись с решением и предписанием управления, правительство обратилось в  арбитражный суд.

Карачаево-Черкесская Республика как субъект Российской Федерации в лице заявителя вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующего федерального нормативного правового акта в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона №148-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

На основании п.4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001).

Статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 61-РЗ от 9.12.2003 «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР» заявителю предоставлены полномочия по установлению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося столицей Карачаево-Черкесской Республики, порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения соответствующей арендной платы.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, плата за землю может устанавливаться по зонам различной градостроительной ценности, по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что требования правительства о признании недействительными решения управления от 25.06.2009 и предписания № 13 от 06.07.2009 подлежат удовлетворению в части выводов и предписаний о наличии нарушения заявителем статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при установлении дифференцированных базовых ставок арендной платы за землю в зависимости от формы собственности, вида деятельности хозяйствующих субъектов, установленных пунктами 4.1, 4.2, 16, 27, 28 Приложения к постановлению №480 от 27.12.2007, поскольку орган местного самоуправления вправе устанавливать размеры арендной платы в зависимости от экономических характеристик земельных участков, а также в зависимости от вида их использования и категорий арендаторов.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно статье 7 Закона о конкуренции (в редакции, действовавшей на дату принятия управлением оспариваемых актов и решения суда от 10.10.2006) органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В ходе подготовки проекта Министерством экономическое обоснование дифференцированных коэффициентов для расчета арендной платы за землю не осуществлялось. В ходе рассмотрения Управлением дела № 11 о нарушении антимонопольного законодательства Министерство письмом № 1518-05 от 22.06.2009 сообщило, что при подготовке проекта спорного постановления правительства за основу были взяты ставки арендной платы, ранее установленные постановлением Главы г. Черкесска № 663 от 27.02.2006 «О ставках арендной платы на земельные участки на территории г. Черкесска», которым регулировались вопросы размера арендной платы за землю до вступления в силу Закона Карачаево-Черкесской Республики № 56-РЗ от 26.07.2007 «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики № 61-РЗ от 9.12.2003 «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР».

В приложении к оспариваемому постановлению установлены различные ставки арендной платы для организаций, объектов физкультуры и спорта реабилитационно-оздоровительного направления, зарегистрированных в г. Черкесске, и прочих организаций.

Установление ставок арендной платы в зависимости от места регистрации хозяйствующего субъекта не связано с оценкой экономических характеристик участка, а также не зависит от вида использования участка и категории арендатора. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие одинаковую деятельность, но зарегистрированные на территории г. Черкесска и в иных населенных пунктах, поставлены в неравные условия.

Как правильно указал суд первой инстанции, применение постановления правительства № 480 от 27.12.2007, в котором ставки арендной платы за землю дифференцированы в зависимости от места регистрации организаций физкультуры и спорта реабилитационно-оздоровительного направления, противоречат статье 7,15  Закона о конкуренции.

В ходе судебного  разбирательства  апелляционного суда от представителя правительства поступило письменное ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и прекращения производства по данной жалобе, в связи с  принятием  постановления  правительства от 22.10.2009 №387 «О внесении  изменений  в постановление  правительства №480 от 27.12.2007», которым признан  утратившим силу пункт 3.1 приложения  оспариваемого постановления правительства и фактически исполнено предписание управления №13.

Учитывая, что отказ от апелляционной жалобы не нарушает прав и не затрагивает интересов иных лиц, и не противоречит законодательству, данный отказ принимается апелляционным судом.

Таким образом, принимая во внимание все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 265, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Принять отказ Правительства Карачаево-Черкесской Республики от апелляционной жалобы.

Прекратить производство по апелляционной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.09.2009 по делу №А25-1135/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в установленный законом срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           А.Л. Фриев

Судьи                                                                                                          Д.А. Белов  

                                                                                                                     З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу n А63-21565/09-С5-29. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также