Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 по делу n А20-1551/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Ессентуки Дело №А20-1551/2009 06 ноября 2009 года Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2009, дата изготовления постановления в полном объеме 06.11.2009 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей: Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А., при участии в судебном заседании представителей: от ответчика: Кештов А.Б. – доверенность №45 от 01.06.2009, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009 по делу № А20-1551/2009 (судья Цыраева Ф.А.) по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики третье лицо: ООО «Агропроект» о признании недействительным договора аренды от 30.04.2008, УСТАНОВИЛ:
Между Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Агропроект» (арендатором) заключен договор аренды от 30.04.2008 б/н. Согласно пункту 1.1. договора в аренду передано нежилое помещение общей площадью 103,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул. Суворова, 121 – под офис. Срок договора аренды установлен с 01.05.2008 по 01.05.2013 (пункт 1.2. договора). В пункте 3.1. договора размер арендной платы определен сторонами в размере 271,2 рубля за 1 кв.м. в месяц, что в сумме составляет 28 123 рубля 44 копеек в месяц (без НДС). Договор аренды от 30.04.2008 в установленном порядке прошел государственную регистрацию 06.11.2008. По акту приема-передачи от 01.07.2008 арендованное имущество передано арендатору. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики о признании недействительным договора аренды от 30.04.2008 нежилого помещения площадью 103,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Суворова, 121, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики (арендодателем) и ООО «Агропроект». Исковые требования мотивированы тем, что договор аренды заключен с нарушением закона без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом. Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, ответчик руководствовался Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование», не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Оспариваемый договор заключен сторонами до внесения изменений в ФЗ «О защите конкуренции», который на момент его заключения соответствовал императивным требованиям закона. Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая, что, передавая хозяйствующему субъекту, осуществляющему конкурентные виды деятельности, помещение в аренду под офис без проведения торгов и уведомления антимонопольного органа, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики нарушило положения ФЗ «О защите конкуренции», предоставив ООО «Агропроект» преимущество, которое обеспечивает ООО «Агропроект» более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках. Кроме того, действующая на момент заключения договора норма ФЗ «О защите конкуренции» предусматривала необходимость проведения торгов. В отзыве на апелляционную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя ответчика, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением указанных в этой статье случаев. Орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Если помощь предоставляется путем передачи муниципального имущества, к ходатайству прилагаются определенные документы. Если в ходе рассмотрения представленных ходатайства и документов антимонопольный орган примет решение о том, что указанные в ходатайстве действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной помощью, антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной помощи удовлетворяет ходатайство, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции. Статья 19 названного Закона к целям предоставления государственной помощи относит, в частности, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения; социальную поддержку безработных граждан и содействие занятости населения. Согласно статье 21 Закона акты о предоставлении государственной помощи, не представленные предварительно в антимонопольный орган, могут быть признаны судом недействительными. Из приведенных норм следует, что государственная помощь может быть и в виде возмездной или безвозмездной передачи муниципального имущества. Однако при этом должны преследоваться названные в Законе цели, а нарушение порядка предоставления государственной помощи может повлечь последствия, указанные в статье 21 Закона, только в том случае, если исполнение соответствующего акта приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции. Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемом случае передача имущества в аренду не является государственной помощью, поскольку не отвечает установленным пунктом 1 статьи 19 Закона целям. Из материалов дела следует, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики руководствовалось Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование», не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 4.24 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2007 №326-ПП установлено право Министерства на передачу государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики в аренду. Согласно выписке из реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики помещение, сданное в аренду по договору аренды от 30.04.2008, является государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики. Материалами дела подтверждается, что целью заключения оспариваемого договора являлось получение дохода от распоряжения имуществом, а не оказания помощи. Истцом доказательств, свидетельствующих о том, что передача имущества в аренду обществу преследовала цель оказания помощи обществу, а не получения дохода от распоряжения имуществом, суду не представлено. Оспариваемая сделка не противоречила иному законодательству, действовавшему на момент ее заключения. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующая на момент заключения договора норма ФЗ «О защите конкуренции» предусматривала необходимость проведения торгов, арбитражным апелляционным судом отклоняется, поскольку он не соответствует действительности. Законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, не предусмотрена обязанность органов государственной власти по передаче в аренду государственного имущества путем проведения публичных процедур, в том числе и торгов. Нежилые помещения переданы ООО «Агропроект» в аренду в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.09.2006 № 254-1111 «О Методике расчета арендной платы за временное владение и пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики» и Положением от 16.04.2002 «О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование». Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающая заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена в действие 02.07.2008 и не может быть применена к правоотношениям, возникшим до введения данной нормы в действие. Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет. На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009 по делу №А20-1551/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев. Председательствующий С.А. Параскевова Судьи Г.В. Казакова Н.В. Винокурова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 по делу n А18-226/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|