Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу n А20-1548/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело А20-1548/2009 30 октября 2009 г
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г., полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В. судей Баканова А.П., Луговой Ю.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу № А20-1548/2009 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект», о признании недействительным договора аренды (судья Шогенов Х.Н.), при участии в судебном заседании: от истца: Кумахова А.В. по доверенности от 27.04.2009 №04/1831, от ответчиков: не явились, извещены (уведомления №01199, №01200, №01203, №01204)
УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) о признании недействительной сделки от 30.04.2008 по передаче в аренду ООО «Геопроект» государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики - нежилого помещения под офис, расположенного по адресу: г.Нальчик, ул.Суворова, 121, общей площадью 51,2 кв.м. Определением суда от 14.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Геопроект» (далее – ООО «Геопроект»). Определением от 31.07.2009 с согласия истца ООО «Геопроект» привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Решением суда от 15.08.2009 в удовлетворении иска отказано. Суд посчитал, что из Федерального закона "О защите конкуренции" в редакции, действовавшей на момент принятия мэром г. Братска постановления от 30.01.2007 N 181, не следует, что орган местного самоуправления обязан был провести торги при наличии одной заявки. Суд также учел, что обязанность проведения конкурсов и аукционов в отношении муниципального имущества была установлена только статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ). Не согласившись с принятым решением, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом статей 4, 15, 17.1, 19, 20 Федерального закона "О защите конкуренции". Представитель антимонопольного органа - Кумахова А.В. доводы жалобы поддержала, пояснив, что статья 17.1, введенная в действие Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ, расположена в главе 4 Федерального закона "О защите конкуренции" «Антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций». Данной статьей не был введен новый порядок передачи в аренду государственного имущества, а были урегулированы лишь особенности такой процедуры. Следовательно, норма о запрете передачи государственного имущества в аренду без проведения торгов не является новой. Министерство и ООО «Геопроект» отзывов не представили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу № А20-1548/2009 является законным и обоснованным, исходя из следующего. Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения должностными лицами антимонопольного органа проверки Министерства на предмет соблюдения антимонопольного законодательства был выявлен факт предоставления ООО «Геопроект» в аренду государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики - нежилого помещения под офис, расположенного по адресу: г.Нальчик, ул.Суворова, 121, общей площадью 51,2 кв.м., без проведения торгов. По результатам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 08.07.2009 №07/2600, которым Министерство признано нарушившим статьи 19 и 20 Федерального закона "О защите конкуренции". Антимонопольному органу было предписано обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным договора аренды от 30.04.2008. На основании пункта 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (в редакции, действующей в рассматриваемый период) государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. По смыслу названного Закона предоставление государственной или муниципальной помощи не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке (статья 1). Государственная помощь в соответствии с полномочиями органов государственной власти может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции". Пунктами 1, 7 части 1 статьи 19 Закона установлено, что государственная и муниципальная помощь может предоставляться органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; социального обслуживания населения; социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения. Согласно частям 1, 2 статьи 20 Федерального закона "О защите конкуренции" государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Таким образом, исходя из содержания названных норм Закона, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, может рассматриваться как государственная помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" при наличии целей, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона (то есть целей, для реализации которых может предоставляться государственная или муниципальная помощь) и отсутствия преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке (то есть признаков конкуренции, содержащихся в допущении, ограничении, устранении конкуренции и ущемлении интересов хозяйствующих субъектов). Только при наличии данных условий государственная или муниципальная помощь подлежит контролю в рамках главы 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Как следует из материалов дела, между Министерством и ООО «Геопроект» заключен договор аренды от 30.04.2008 б/н государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики - нежилого помещения под офис, расположенного по адресу: г.Нальчик, ул. Суворова, 121, общей площадью 51,2 кв. м. сроком действия с 01.05.2008 по 01.05.2013. Размер арендной платы определен сторонами в размере 16 578 руб. 83 коп. в месяц (с НДС) на основании отчета №15-2/04 по определению выплаты арендной платы. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике 08.11.2009. ООО «Геопроект» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим конкурентные виды деятельности. Согласно Уставу основной деятельностью ООО «Геопроект» является насыщение рынка товарами и услугами, производимыми ООО «Геопроект» и извлечение прибыли. Основными видами деятельности общества (глава 5 Устава) являются: выполнение изыскательских, проектных, обследовательских, экспертных, производственных и коммерческих работ; инжиниринг, выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; сбор вторичного сырья, его переработка и реализация; полиграфическая деятельность; коммерческая деятельность и торгово-посредническая деятельность. Доказательств, достоверно свидетельствующих о передаче имущества с целью оказания помощи ООО «Геопроект», а также о предоставлении при заключении оспариваемого договора - от 30.04.2008 преимуществ, которые обеспечили бы ООО «Геопроект» как отдельному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими хозяйствующими субъектами более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, материалы дела не содержат. Кроме того, согласно отчету №15-2/04 (стр. 29 отчета) цена аренды за 1 кв.м. полезной площади составляет 3 731 руб. в год, а в соответствии с договором аренды от 30.04.2008 стоимость аренды составляет 3 840 руб. 65 коп. в год. При изложенных обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что передача спорного имущества не является государственной помощью как это определено пунктом 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку не отвечает установленным пунктом 1 статьи 19 Закона целям. При отсутствии оснований для проведения торгов антимонопольный орган должен был доказать, что передача имущества в аренду обществу преследовала цель оказания обществу помощи, а не получение дохода от распоряжения государственным имуществом. Таких доказательств антимонопольным органом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Вывод суда об отсутствии таких доказательств и о том, что оспариваемая сделка совершена в соответствии с требованиями нормативных и ненормативных актов, действовавших на момент ее заключения, соответствуют фактическим обстоятельствам. Оспариваемая сделка не противоречила иному законодательству, действовавшему на момент ее заключения. Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающая заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ. Причем и этой нормой до 01.07.2010 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, заключенных до 01.07.2008. С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Нахождение статьи 17.1, введенной в действие Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ, в главе 4 Федерального закона "О защите конкуренции" «Антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций», не свидетельствует о распространении ее положений на правоотношения, возникшие до введения ее в действие. Указанная норма вступила в законную силу с 02.07.2008 и не имеет обратной силы. Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения. Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу № А20-1548/2009. Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2009 по делу № А20-1548/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий Л.В. Афанасьева Судьи А.П. Баканов Ю.Б. Луговая Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А61-572/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|