Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу n А77-87/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

Именем  Российской  Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                                  Дело № А77-87/2009

29 октября 2009 г.                                                                                     Вх. № 16АП-1505/2009

                                                                       Резолютивная часть  постановления объявлена 29.10.2009,

                                                                       полный текст постановления изготовлен 29.10.2009

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баканова А.П. (судья – докладчик), судей Луговой Ю.Б., Афанасьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карапетовым С.Л. и участии в судебном заседании от истца – закрытого акционерного общества «Чеченрегионгаз» - Бисултанова А.Х. (доверенность от 01.06.2009 № 17/09), Эскиева А.Б. (доверенность от 11.01.2009 № 19/09), от ответчиков: ГУ «Отдел труда и социального развития Ленинского района города Грозного Чеченской Республики» -  Эдисултанова Т.М. (доверенность № 29), Министерства финансов Чеченской Республики – Дудаева М.А., Нунаева Р.С., в отсутствие в судебном заседании Управления Федерального казначейства Чеченской Республики, извещенного надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, рассмотрев исковое заявление закрытого акционерного общества «Чеченрегионгаз», установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Чеченрегионгаз» (далее – общество, ЗАО «Чеченрегионгаз») обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному учреждению «Отдел труда и социального развития» Шалинского района Чеченской Республики (далее – учреждение, ГУ «Отдел труда и социального развития» Шалинского района ЧР) о взыскании 2 335 067,20 рублей убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 03.03.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг».

Решением суда от 04.03.2009 требования заявителя удовлетворены в полном объеме, с учреждения в пользу общества взыскано 2 335 067,20 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что расчет заявленного размера убытков подтвержден материалами дела.

Учреждение не согласилось с судебным актом и обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и оставить исковое заявление без рассмотрения по причине пропуска истцом срока исковой давности.

Заявитель считает, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела; не дана правовая оценка представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права. В ходе судебного заседания, до вынесения судом решения, представителем ответчика в устной форме было заявлено о пропуске истцом общего срока исковой давности - три года, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Применительно к настоящему делу правовым основанием возникновения обязательного соучастия финансовых органов на стороне ответчиков в данном случае являются положения пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

По смыслу указанных норм привлечение в качестве ответчика Чеченской Республики в лице его финансовых органов является обязанностью арбитражного суда, и ее невыполнение привело к принятию незаконного решения.

В качестве обязанного лица в спорных правоотношениях от имени казны Чеченской Республики должно выступать Министерство финансов Чеченской Республики в лице Управления Федерального казначейства Чеченской Республики.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» определением от 14.07.2009 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и этим же определением в качестве надлежащих ответчиков к участию в деле привлечены Чеченская Республика в лице Министерства финансов Чеченской Республики (далее – Минфин ЧР), Управление Федерального казначейства Чеченской Республики (далее – УФК ЧР).

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на исковое заявление.

Представитель общества доводы апелляционной жалобы отклонил, считая их несостоятельными, исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель Минфина ЧР поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что требования общества не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 03.03.2005 учреждение и общество заключили договор № 11/1 на возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг гражданам в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.20044 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг» (далее – постановление Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42).

ЗАО «Чеченрегионгаз» в ходе своей деятельности в период с 03.03.2005 по 31.12.2005 предоставляло лицам, имеющим соответствующее право, льготы по жилищным и коммунальным услугам согласно постановлению Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42.

Общая сумма льгот, предоставленных истцом в 2005 году, составила                    2 425 067,02 рублей.

Понесенные ЗАО «Чеченрегионгаз» расходы частично в размере 90 000 рублей возмещены. Поскольку в полном объеме расходы компенсированы не были, истец понес убытки в сумме 2 335 067,20 рублей, за взысканием которых он обратился в судебном порядке.

В подтверждение понесенных расходов и их размера истец представил акт сверки текущих расчетов от 27.12.2005, из которого усматривается наличие сальдо на 01.12.2005 и наличие бесспорного сальдо по обоим регистрам в размере 2 425 067,02 рублей, по состоянию на 01.01.2006, таким образом, подтверждены текущие расходы, произошедшие в течение месяца, а не года, как утверждает истец.  

ГУ «Отдел труда и социального развития» Шалинского района ЧР и Минфин ЧР факт наличия у истца расходов от предоставления льгот на указанную в иске сумму не подтвердили.

Согласно пункту 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  граждане, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на субсидию.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской  Федерации,  казны  субъекта Российской  Федерации  или  казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3. «Порядка возмещения убытков жилищным и иным организациям, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляция и телевизионная антенна) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством», утвержденным постановлением Правительства ЧР от 04.06.2004 № 42 убытки организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и услуг связи ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, возмещаются Минфином ЧР организации, являющейся поставщиком или исполнителем услуг, в соответствии с договором.

В соответствии с пунктом 2.4 данного Порядка отчеты об убытках организации, связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и услуг связи, составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются в Минфин ЧР.

В  соответствии с пунктом 2.6 Порядка в случае, если организация не представляет отчет об убытках в срок, указанный в пункте 2.5 Порядка (до 5 числа месяца, следующего за расчетным) выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причины его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.

В Минфин ЧР истец не представлял сведения о наличии задолженности за потребленный газ в период с 03.03.2005 по 31.12.2005, то есть реестры для возмещения затрат, копии лицевых счетов, пользующихся льготами, и квитанции на оплату услуг, документы, на основании которых предоставлялись льготы гражданам (копии удостоверений и справок лиц, имеющих право на льготу), акты сверок за 2005 год, копии справок о составе семьи лиц, пользующихся льготами по оплате жилищных и коммунальных услуг.   

Минфин ЧР указал на то, что в истекшем периоде возмещение производилось в полном объеме на основании отчетных данных. В подтверждение представлена информация о финансировании ЖКХ по льготным категориям федерального регистра на 2005 год.

Довод учреждения о пропуске истцом срока исковой давности документально не подтверждается материалами дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционная инстанция считает, что истец документально не подтвердил убытки, связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 03.03.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг».

Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2009 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на общество, взысканию подлежит государственная пошлина по апелляционной жалобе. Государственная пошлина за подачу искового заявления не взыскивается, поскольку уплачена истцом при подаче иска.

Руководствуясь статьями 258, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2009 по делу № А77-87/2009 отменить.

В удовлетворении иска ЗАО «Чеченрегионгаз» о взыскании с Государственного учреждения «Отдел труда и социального развития» Шалинского района Чеченской Республики 2 335 067,20 рублей убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 03.03.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 № 42 «О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг», отказать.

Взыскать с ЗАО «Чеченрегионгаз» в пользу Государственного учреждения «Отдел труда и социального развития» Шалинского района Чеченской Республики 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо–Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    А.П. Баканов

Судьи                                                                                                                  Ю.Б. Луговая

                                                                                                              Л.В. Афанасьева

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу n А63-4319/09-С3-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также