Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2009 по делу n А77-297/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          Дело №А77-297/09

                                                                                                   Рег. №16АП-2170/09(1)

19 октября 2009 года объявлена резолютивная часть постановления.

26 октября 2009 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий Цигельников И.А.,

судьи: Афанасьева Л.В., Фриев А.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боташевым А.П., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ – Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 14.07.2009 по делу №А77-297/09 (судья Агаев А.А.),

при участии:

от ГУ – Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Чеченской Республике – Чадаев М.А. (доверенность от 30.12.2008);

от Аппарата Парламента Чеченской Республики – Бахаев В.Ш. (доверенность от 14.10.2009);

от ликвидационной комиссии Парламента Чеченской Республики – Сайдуев Ю.Ж. (доверенность от 17.09.2009);

от Министерства финансов Чеченской Республики – не явились,

 

УСТАНОВИЛ:

         ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чеченской Республике         (далее – фонд) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к ликвидационной комиссии Парламента Чеченской Республики (далее – ликвидационная комиссия) и Министерству финансов Чеченской Республики (далее – Минфин ЧР), в котором просило обязать ликвидационную комиссию произвести расчет капитализированных платежей и включить их в сумму предъявляемую в Минфин ЧР для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва; привлечь Минфин ЧР в качестве субсидиарного должника; взыскать с Минфина ЧР сумму расчетов капитализированных платежей в пользу фонда. 

         Решением суда от 14.07.2009 в иске фонда о взыскании с ликвидационной комиссии и Минфина ЧР капитализированных платежей в размере 16721,88 руб. отказано.

         Не согласившись с решением, фонд направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, обязать ликвидационную комиссию произвести расчет капитализированных платежей и включить их в сумму предъявляемую в Минфин ЧР для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва; привлечь Минфин ЧР в качестве субсидиарного должника; взыскать с Минфина ЧР сумму расчетов капитализированных платежей в пользу регионального отделения.

         В обоснование своих требований фонд указал, что решение суда первой инстанции недостаточно мотивировано и выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Фонд указал, что в нарушение ч. 2 «Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 №863, ликвидационной комиссией Парламента Чеченской Республики в течение 10 дней с момента создания не было направлено фонду уведомление о ликвидации юридического лица – Парламента Чеченской Республики. Вследствие чего фонд не имел возможности направить ликвидационной комиссии для расчета капитализируемых платежей список лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи с гибелью застрахованного лица.  Также фонд указал, что в исковом заявлении не указан размер взыскиваемой суммы, тогда как в резолютивной части решения суд первой инстанции указал в иске о взыскании капитализированных платежей в размере 16721,88 руб. отказать.

         В отзыве Минфин ЧР апелляционную жалобу не признал, указал, что процедура согласования, утверждения и включения в промежуточный ликвидационный баланс капитализированных платежей, предусмотренная п. 2 ст. 1093 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболеваний» (далее – Закон №125-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 №863 сторонами по делу не соблюдена, в связи с чем у Минфина ЧР отсутствуют основания для финансирования указанных мероприятий.

         В отзыве Аппарат Парламента Чеченской Республики указал, что Парламент Чеченской Республики не был ликвидирован, в соответствии с Постановлением совместного задания палат Парламента Чеченской Республики от 27.06.2008 №570-1ср/900-1 была осуществлена реорганизация двухпалатного Парламента Чеченской Республики первого созыва и слияние ее аппаратов, созданных палатами для обеспечения их деятельности. Созданный постановлением Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 №5-2П Аппарат Парламента Чеченской Республики наделен полномочиями по обеспечению деятельности Парламента Чеченской Республики второго созыва и выполняет функции ликвидированных аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва и осуществляет в соответствии с Законом №125-ФЗ все предусмотренные платежи.   

         В судебном заседании представитель фонда апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что при рассмотрении дела суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований.

         В судебном заседании представитель Аппарата Парламента Чеченской Республики и представитель ликвидационной комиссии Парламента Чеченской Республики апелляционную жалобу не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве, пояснили, что Парламент Чеченской Республики второго созыва является правопреемником Парламента Чеченской Республики первого созыва. Аппарат Парламента Чеченской Республики второго созыва в соответствии с Законом №125-ФЗ осуществляет в полном объеме все предусмотренные указанным законом платежи. По мнению представителей Аппарата Парламента Чеченской Республики, выплата капитализированных платежей в соответствии с частью 2 статьи 1093 Гражданского кодекса РФ, частью 2 статьи 23  Закона №125-ФЗ, осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 №863, и предусмотрена в случае ликвидации юридического лица без права правопреемства, то есть тогда, когда иное юридическое лицо, созданное его учредителем или его правопреемником не осуществляет функции, которые осуществлялись ликвидированным юридическим лицом.  

         Минфин ЧР надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Минфина ЧР на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права,  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

         Как следует из материалов дела, 01.01.2006 гражданин Бердукаев Р.Б. был принят на работу, на должность помощника депутата народного собрания Парламента Чеченской Республики, который был застрахован в фонде.

         Из акта о несчастном случае на производстве от 14.03.2007 №2 видно, что 07.03.2007 помощник депутата Бердукаев Р.Б. был направлен в Шалинский район для встречи с избирателями и, возвращаясь 08.03.2007 на служебном автомобиле газ 3103 г/н А415 АА 95 РУС по ул. Ямадаева, не справившись с управлением, выехал на левую обочину по ходу движения, совершил наезд на линии электропередачи, в результате чего скончался.

         В связи со смертью гражданина Бердукаева Р.Б., умершего вследствие несчастного случая на производстве, фондом на основании приказов от 06.09.2007 №1763-В и №1767-В были назначены ежемесячные страховые выплаты по случаю смерти кормильца следующим лицам: супруге погибшего Магомедовой Р.Т. в размере 8360,94 руб. с 01.09.2007 по 02.02.2021 и дочери погибшего Бердукаевой А.Р. в размере 8360,94 руб. с 01.09.2007 по 02.02.2025.

         Ссылаясь на то обстоятельство, что постановлением Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 №5-2П было принято решение о ликвидации аппаратов Парламента Чеченской Республики первого созыва, фонд направил в адрес председателя ликвидационной комиссии письмо от 04.02.2009 №01-15/05/328 с предложением рассчитать размер капитализируемых платежей, согласовать их с фондом и перечислить на расчетный счет фонда.

Ответчик расчет капитализированных платежей в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не произвел, от согласования расчета уклонился, что послужило основанием для предъявления иска.  

         Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения ч. 2 ст. 23 Закона №125-ФЗ не подлежат применению, поскольку решение о ликвидации Парламента Чеченской Республики не принималось.

         В соответствии со статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок внесения в ФСС России капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.

Пунктами 2, 3 Порядка предусмотрено, что уведомление о ликвидации  страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией в 10-дневный срок с даты их назначения. Страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации страхователя направляет ликвидационной комиссии для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.

         Материалами дела установлено, что гражданин Бердукаев Р.Б. являлся работником аппарата (Народного Собрания) Парламента Чеченской Республики первого созыва.

         В материалах дела имеется копия трудовой книжки Бердукаева Р.Б., в которой содержится запись о том, что Бердукаев Р.Б. принят на работу помощником депутата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики.

         Постановлением совместного заседания палат Парламента Чеченской Республики от 27.06.2008 №570-1ср/9011-1нс полномочия Парламента Чеченской Республики первого созыва были досрочно прекращены в связи с принятием палатами Парламента Чеченской Республики первого созыва в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 91 Конституции Чеченской Республики решения о самороспуске.                    

         В соответствии с п. 3 постановления Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 №5-2П принято решение о ликвидации аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики первого созыва, для осуществления ликвидационных мероприятий образована Ликвидационная комиссия.

         То обстоятельство, что Народное Собрание Парламента Чеченской Республики являлось юридическим лицом, подтверждается представителем Аппарата Парламента Чеченской Республики Бахаевым В.Ш. и представителем ликвидационной комиссии Парламента Чеченской Республики Сайдуевым Ю.Ж. и является обстоятельством не требующим доказывания.

         Таким образом, в данном случае имело место ликвидации страхователя  (Народного Собрания Парламента Чеченской Республики первого созыва), в связи с чем в силу пункта 2 вышеназванного Порядка ликвидационная комиссия в 10-дневный срок с даты назначения должна была направить фонду уведомление о ликвидации  страхователя.

         Из материалов дела не усматривается, что ликвидационной комиссией в 10-дневный срок было направлено уведомление фонду о ликвидации страхователя.

         Парламент Чеченской Республики своим письмом от 16.02.2009 №ИУ-236 в адрес фонда указал, что «ликвидационная комиссия аппаратов палат Парламента не имела сведений о наличии обязательств согласно постановления Правительства РФ от 17.11.2000 №863, по внесению страховщику капитализированных платежей, соответственно платеж не включен в сумму, предъявляемую ликвидационной комиссией в Министерство финансов Чеченской Республики для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва».

         Таким образом, Парламент Чеченской Республики фактически подтвердил, что капитализированные платежи не включались в сумму, подлежащую предъявлению ликвидационной комиссией Минфину ЧР для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва по причине отсутствия соответствующих сведений, а не по причине отсутствия ликвидации самого страхователя.  

         Доводы о ежемесячном перечислении Парламентом фонду платежей по статье «Несчастные случаи и профессиональные заболевания», не могут являться основанием для освобождения ликвидационной комиссии от обязанности, предусмотренной ч. 2 ст. 23 Закона №125-ФЗ по расчету суммы капитализированных платежей и включения ее в сумму предъявляемую в Минфин ЧР для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва.

         При таких обстоятельствах, требования фонда в этой части являются правомерными и подлежат удовлетворению.

        

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2009 по делу n  А63-1969/09-С3-16. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также