Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу n А22-251/09/7-14. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

23 сентября 2009 года                                                                                                     г. Ессентуки

 

Дело № А22-251/09/7-14

Регистрационный номер апелляционного производства

16АП-1622/09 (1)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.09.2009.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Казаковой Г.В., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А., рассмотрев в открытом  судебном заседании апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу № А22-251/09/7-14 (судья Савченко Т.М.) по исковому заявлению Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия  к государственному учреждению «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», третьи лица: ООО «Калмыцкая медицинская страховая компания «Элиста-Медстрах», Калмыцкий филиал ОАО «Страховая компания «Росно-МС»  о взыскании средств в сумме 777 264 рублей 21 копеек за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования,

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - ФОМС РК, Фонд, истец) обратился в суд с заявлением к государственному учреждению «Республиканская больница им. П.П.Жемчуева» (далее - ГУ «Ресбольница», Больница, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 777 264 рублей 21 копейки, использованных не по целевому назначению.

Определением суда от 26.03.2009 в качестве третьих лиц привлечены ООО «Калмыцкая медицинская страховая компания «Элиста-Медстрах» и  Калмыцкий филиал ОАО «Страховая компания «Росно-МС» (т. 1, л.д. 39).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу                № А22-251/09/7-14 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не является надлежащим истцом по делу,  и в связи с применением срока исковой давности.  

Не соглашаясь с указанным решением, ФОМС РК обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание представители Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, государственного учреждения «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», ООО «Калмыцкая медицинская страховая компания «Элиста-Медстрах», Калмыцкого филиала ОАО «Страховая компания «Росно-МС», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили. От Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. От государственного учреждения «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» поступил отзыв на жалобу, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Третьи лица отзывы на жалобу не направили.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей сторон и третьих лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу № А22-251/09/7-14 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истцом в соответствии с Инструкцией «О порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной приказом Федерального ФОМС от 17.12.1998 № 100, были проведены проверки в ГУ «Ресбольница», в результате которых было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 829 264 рубля 21 копейка за период с 2004 по 2006 г.г.

По результатам проверок были составлены акты от 23.04.2007, от 10.01.2006 и направлены предписания об устранении нарушений в использовании средств медицинского страхования №4 от 23.04.2007, №2 от 30.01.2006 путем их восстановления на счет Фонда (т. 1, л.д. 6-14, 15, 22-24, 25).

Нецелевое использование денежных средств в сумме 52 000 рублей за 2004  было возмещено,  тем самым нецелевое использование денежных средств составило в сумме  777 264 рубля 21 копейка.

В связи с тем, что «Ресбольница» не исполнила указанные предписания Фонда и не возместила денежные средства, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с больницы 777 264 рублей 21 копейки.

В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 4 названного Закона все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьями 20 и 23 Закона РФ от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых, в том числе, должен быть предусмотрен порядок контроля за использованием страховых средств.

В соответствии со статьей 27 Закона РФ от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и.

Судом первой инстанции установлено, что в спорном периоде ГУ «Ресбольница» осуществляла деятельность на основании договоров, заключенных со следующими страховыми медицинскими организациями: Калмыцкой медицинской страховой компанией «Элиста-Медстрах» (договоры от 31.12.2004 №1, от 31.12.2005 № 1, от 29.12.2006 № 1, от 31.12.2007 № 1, от 31.12.2008 №1), Открытым  акционерным  обществом страховой компании «Росно-МС» в лице Калмыцкого филиала (договоры  от 30.12.2005 № 20, от 27.12.2006 № 15, от 28.12.2007 № 14, от 01.01.2009 № 16), (т. 1, л.д. 69-96, 97-118).

В соответствии с условиями указанных договоров установлена обязанность страховых медицинских организаций оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением, и определен порядок оплаты выставляемых счетов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, а Фондом не опровергается, что Фондом заявлено требование о взыскании с Больницы     777 264 рублей 21 коп. денежных средств в связи с нецелевым использованием, которые перечислены страховыми медицинскими организациями в рамках вышеуказанных договоров, участником которых Фонд не является.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом в материалы дела не представлен договор на предоставление медицинских услуг, согласно которого функции контроля за расходованием средств, полученных учреждением, отнесены к компетенции истца.

Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 № 857, и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее - Указ № 1095) предусмотрено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В силу пункта 4 Указа № 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Указанными нормативными актами не предусмотрено право Фонда на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договора, заключенного со страховыми медицинскими организациями, и использованных не по целевому назначению.

Как следует из раздела 7 Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 № 100, по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

При выявлении случаев грубого нарушения медицинским учреждением целевого и рационального использования средств ОМС материалы проверок в установленном порядке передаются в органы управления здравоохранением для наложения дисциплинарных или административных взысканий, а в случае выявления действий противоправного характера - в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Согласно письму №5121/101 от 25.10.2005 «О применении приказа ФОМС №105 от 09.12.1999 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств ОМС территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства.

Следовательно, действующим законодательством, а также ведомственными актами не предоставлено Фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия права на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании с медицинского учреждения, выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств, по причине их нецелевого использования.

Таким образом, поскольку у Фонда отсутствуют полномочия на предъявление требования о взыскании с Больницы денежных средств, перечисленных по договорам, заключенным со страховыми медицинскими организациями, за оказанные медицинские услуги, судом первой инстанции законно и обоснованно отказано Фонду в удовлетворении требования о взыскании с Больницы 777 264 рублей 21 коп. денежных средств.

Кроме того, судом первой инстанции отказано в иске в связи с пропуском срока исковой давности о взыскании денежных средств за нецелевое использование в 2004 году по заявлению ГУ «Ресбольница», что является самостоятельным основанием для отказа в иске.  

Поскольку

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу n А77-620/08. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью  »
Читайте также