Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу n А15-970/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                   Дело  № А15-970/2009

17 сентября 2009 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г., полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.

судей Луговой Ю.Б., Мельникова И.М.

при   ведении   протокола судебного заседания   помощником судьи Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Дагестан  на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.07.2009 по делу № А15-970/2009 

по заявлению ОАО «Даггаз»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Дагестан

о признании незаконными решения от 17.03.2009 № 71 и постановления от 20.03.2009 № 68 (судьи Ахмедова Д.А.),

в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, о чем в деле имеются уведомления (№03300, №03299),

УСТАНОВИЛ:

Отрытое акционерное общество «Даггаз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Дагестан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными (недействительными) решения от 17.03.2009 №71 и постановления от 20.03.2009 №68 «О взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика – организации».

 Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и с учетом уточнений просило признать незаконными решение от 17.03.2009 №71 и постановление №68 от 20.03.2009 инспекции в части взыскания 248 364,86 руб. пени, в том числе: 246 367,68 руб. пени по налогу на имущество, 783,89 руб. пени по земельному налогу и 1 213,29 руб. пени по транспортному налогу за счет его имущества.

Решением суда от 10.07.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительными, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение №71 от 17.03.2009 и постановление № 68 от 20.03.2009 налоговой инспекции «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации» в части взыскания 246 367,68 руб. пени по налогу на имущество, 783,89 руб. пени по земельному налогу, 1213,29 руб. пени по транспортному налогу, всего на общую сумму 248 364,86 руб. пени за счет имущества налогоплательщика. В остальной части отказано. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция не представила доказательств обращения взыскания на денежные средства в банке, а также доказательств наличия недоимки прошлых лет, на которую начислены пени. В остальной части оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны законными.

Инспекция, не согласилась с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, подала апелляционную жалобу, в которой просит в этой части его отменить, ссылаясь на неполное исследование судом имеющих значение для дела обстоятельств, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. Инспекция указывает, что общество несвоевременно погасило недоимку по налогам, несмотря на выставленные требования и инкассовые поручения. Так, 10.11.2008 был составлен внутренний акт инспекции о выявленной недоимке, после чего были выставлены требования № 2231 от 10.12.2008  и № 2371 от 12.01.2009 в соответствии со статьей 70 НК РФ. Затем были вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов счет денежных средств налогоплательщика № 575 от 26.01.2009 и № 593 от 13.02.2009 и на инкассо переданы платежные документы. В связи с тем, что оплата от общества не поступила, налоговым органом были приняты оспариваемые ненормативные акты. Также были представлены  справки и расшифровки.

Инспекция, уведомленная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд удовлетворил ходатайство.

Общество отзыва не представило, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом отсутствия на то возражений других сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.07.2009 по делу № А15-970/2009 в обжалуемой части является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией вынесены постановление № 68 от 20.03.2009 о взыскании за счет имущества налогоплательщика налогов 417 159 руб. и пени 255 033,86 руб., всего 672 192,86 руб. (том 1 л.д. 66) и решение № 71 от 17.03.2009 о направлении данного постановления судебному приставу- исполнителю (том 1 л.д. 70).

Основанием для принятия постановления явилось неисполнение двух требований:

 - № 2231 от 10.12.2008 об уплате недоимки по налогам в сумме 416 384 руб., в том числе 407 876 руб. налога на имущество за 3 квартал 2008 г., 252 881,68 руб. пени и земельного налога за 3 квартал 2008 года 8508 рублей и  пени 1231,29 руб., всего пеней 254 112,97 руб. со сроком уплаты до 25.12.2008 (том 2 л.д. 5).

   - требование № 2371 от 12.01.2009 об уплате 775 руб. транспортного налога за 3 квартал 2008 года и пени по транспортному налогу и прочим начислениям 920,89 руб. со сроком уплаты 01.12.2008 (том 1 л.д.82).

    В связи с неисполнением требования №2231 в указанные в нем сроки, налоговым органом вынесено решение №575 от 26.01.2009 о взыскании 416 384 руб. налогов, 254 112,97 руб. пеней,  а также решение №593 от 13.02.2009 о взыскании 775 руб. налогов и 920,89 руб. пени, которое вынесено в связи с неисполнением требования №2371 от 12.01.2009 за счет денежных средств (том 1 л.д. 84,79), и соответственно выставлены инкассовые поручения.

Общество не оспаривает правильность начисления ему 407 876 руб. налога на имущество и 6514 руб. пени по нему, 8 508 руб. земельного налога и 137 руб. пени по нему, 775 руб. транспортного налога и 18 руб. пени по нему. В части взыскания указанных сумм налогов (они добровольно уплачены) и пени требования налогового органа считает обоснованными.

Налогоплательщик полагает, что пени начислены налоговым органом в завышенных размерах и просит признать недействительными постановления о взыскании за счет имущества и решения о его направлении судебным приставам в сумме 248 364,86 руб., в том числе 246 367,68 руб. пени по налогу на имущество, 783,89 руб. пени по земельному налогу и 1 213,29 руб. пени по транспортному налогу за счет имущества (том 2 л.д. 10-11).

Судом установлено, что заявителем предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления в суд не пропущен. Оспариваемые решения приняты 17-20.03.2009, с заявлением общество в суд обратилось 15.05.2009, то есть в установленный Кодексом срок.

При проверке оспариваемых ненормативных актов на соответствие их Налоговому кодексу Российской Федерации установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения.

Приведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации распространяются также на требования, содержащие сведения о соответствующей недоимке сумме пени.

Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из положений данной статьи следует, что требование, в случае неуплаты налога, направляется за каждый налоговый период отдельно, при этом одновременно должны быть указана и сумма налога, и пени, начисленные на этот налог.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает права налогового органа направлять требования с указанием итоговых сумм (сальдо) на дату направления требования.

Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены.

В пунктах 42 и 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, разъяснено, что при применении статьи 122 НК РФ иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате налога в результате совершения указанных в данной статье деяний.

При применении статей 137, 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требовании о признании недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем или заместителем руководителя налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

 Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов и пеней, поскольку неоднократное направление налогоплательщику требований по уплате налогов и пеней за один и тот же налоговый период и по одним и тем же налогам влечет не только изменение установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков направления требования об уплате налогов и пеней, но и позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением налогового законодательства, а также нарушает законные права налогоплательщика.

 В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Исчисленные за 3 квартал налоги и пени налогоплательщик не оспаривает. Расчет пеней приведен в заявлении об уточнении исковых требований и является правильным. 

Относительно оспариваемых пеней требования заполнены ненадлежащим образом, данные суммы являются переходящими с прошлых лет, дата образования, наличия или погашения недоимки документально  не подтверждены. Суммы недоимки, на которую начислена пеня, не указаны.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при определении размера пени следует учитывать, что досудебное урегулирование спора по этому вопросу состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

В противном случае, как налогоплательщик, так и арбитражный суд лишены возможности определить правильность начисленных налоговым органом пеней, установить период образования недоимки.

Судом установлено, что по данным лицевых счетов пени начислены не на суммы, указанные в оспариваемых требованиях, а на суммированные сведения о неуплаченных суммах налогов за предыдущие периоды. Пени по земельному налогу рассчитаны  с 01.11.2006 по 03.02.2009 (том 1 л.д. 90), пени по транспортному налогу рассчитаны с 01.09.2004 (том л.д. 91) пени по налогу на имущество – с 31.03.2005 (том 1 л.д. 92-93). Первичных документов (деклараций) и актов сверки с налогоплательщиком не имеется. Программные расчеты

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу n А63-817/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также