Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2009 по делу n А25-1168/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                               Дело № А25-1168/08

17 августа 2009 г.                                                                                        Вх.16АП-33/09

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2008г. по делу № А25-1168/08 по заявлению ООО «Кавказрегионгаз» к Управлению федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительными решения и предписания (судья Кукоев А.А.),

при участии в заседании:

от УФАС: не явился, извещено 21.07.2009, просит рассмотреть без его участия,

от ООО «Кавказрегионгаз»: Москалева В.В. – по доверенности от 07.07.09, Силка И.В. – по доверенности от 01.01.09,

от ГУ ОПФ РФ по КЧР: не явился, извещено 21.07.09, просит рассмотреть без его участия,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительными решения от 26.09.2008г. и предписания от 26.09.2008г. №24 Управления федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – УФАС).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее – ОПФ).

Антимонопольный орган решением от 26.09.2008г. признал общество «Кавказрегионгаз» нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части навязывания невыгодных условий договора поставки газа обществу «Черкесская СМПМК-1»; предписанием от 26.09.2008г. обязал общество «Кавказрегионгаз» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 13.10.2008 исключить из условий  договоров условия поставки газа, противоречащие Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа, Правила), а именно: о штрафных коэффициентах 1,5 и 1,9, о введении не установленных нормативными правовыми актами неустоек за невыборку газа, о режимах потребления газа, об авансовом платеже за потребляемый газ в размере 100 процентов, а также о 5-летнем сроке действия договора. 

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2008г. требования общества «Кавказрегионгаз» удовлетворены полностью. Решение антимонопольного органа и предписание признаны недействительными полностью.

Не согласившись с данным решением суда, УФАС по КЧР подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью и отказать в удовлетворении заявления общества. Представители УФАС по КЧР в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители общества просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения апелляционной жалобы УФАС по следующим основаниям.

Как следует из обстоятельств дела, общество направило в ОПФ проекты договоров поставки от 01.08.2007г. №19-2-0270/08-12 и №19-2-0259/08-12 со сроками действия на 2008г. и на период с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. ОПФ подписало договоры с протоколом разногласий от 19.02.2008г., однако ответа о принятии или непринятии предложенных условий от общества не поступило, что послужило основанием для обращения ОПФ в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании обществом невыгодных для ОПФ условий договора поставки газа.

УФАС пришел к выводу о нарушении обществом антимонопольного законодательства, в связи с чем принял решение от 26.09.2008г., которым признал действия общества нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», и выдал предписание №24 от 26.09.2008г., согласно которому общество обязано в срок до 13.10.2008г. привести договоры поставки газа от 01.08.2007г. №19-2-0270/08-12 и №19-2-0259/08-12 в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, а именно: исключить из указанных договоров поставки газа с ГУ ОПФ РФ по КЧР условия поставки газа, противоречащие Правилам поставки газа в Российской Федерации в части навязывания штрафных коэффициентов 1,9 и 1,5 вместо 1,5 и 1,1, введения неустановленных нормативными правовыми актами неустоек за невыборку газа, навязывания режимов потребления газа, требования к бюджетной организации по оплате аванса за потребляемый газ в размере 100% и навязывании пятилетнего срока действия договора №19-2-0270/08-12.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом не допущено нарушений антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения настоящего дела, производство по апелляционной жалобе было приостановлено до рассмотрения дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации №А25-352/08-5 и определения правовой позиции по данным спорам. Президиум ВАС РФ 14.04.2009г. принял постановление №15747/08 по делу  №А25-352/08-5.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009г. №62 «О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации» арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной (пункт 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14).

Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации."

Таким образом, судебная практика применения законодательства, на положениях которого основано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009г. №15747/08 по делу №А25-352/08-5 является обязательным для арбитражных судов, поскольку считается для них определенной.

Оценив материалы дела, проанализировав содержание договора поставки газа и исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения, суд первой инстанции правомерно признал, что условия договора о введении неустоек за невыборку газа, режиме потребления газа и авансовом платеже за потребляемый газ и пятилетнем сроке действия договора не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства. Вместе с тем, апелляционный суд не согласен с выводом суда об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в части штрафных коэффициентов. Условие пункта 3.5 договора о применении штрафных коэффициентов за сверхдоговорное потребление газа нарушает антимонопольное законодательство, поскольку эти коэффициенты применяются при тех же обстоятельствах, что и коэффициенты, повышающие стоимость газа, предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа, и не являются в данном случае неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а относятся к элементу ценообразования, предусматривающему порядок оплаты газа, потребленного сверх договорного объема.

Приказом антимонопольного органа от 29.11.2007 № 89 общество  «Кавказрегионгаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) организациям – собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием. В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Из пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной, нежели та, которая установлена в договоре.

В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября – 1,1; с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

ГУ ОПФ РФ по КЧР, получив проект договора поставки газа и не согласившись с некоторыми из его условий, направило протокол разногласий, который обществом «Кавказрегионгаз» не рассмотрен. Между тем в пункте 3.5 договора предусмотрен «штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, который определяется следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября – с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора; в период с 16 сентября

по 14 апреля – с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора».  Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года. Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа. То есть упомянутым договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа.

Таким образом, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания недействительными решения УФАС и предписания о признании их недействительными в части навязывания штрафных коэффициентов подлежит отмене в отказом в удовлетворении заявления общества в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1.                           Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2008г. по делу №А25-1168/08-7 отменить в части признания недействительными решения Управления федеральной антимонопольной службы по КЧР от 26.09.2008г. и предписания от 26.09.2008г. №24 о признании ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство в части навязывания необоснованных штрафных коэффициентов 1,9 и 1,5 вместо 1,5 и 1,1 и в удовлетворении заявления ООО «Кавказрегионгаз» в этой части отказать.

2.                   В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

3.                   Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» в доход бюджета России 1 000 рублей (одна тысяча) государственной пошлины по апелляционной жалобе.

4.                   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    А.Л. Фриев

Судьи                                                                                                                Г.В.Казакова

                                                                                                                           З.М.Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2009 по делу n А63-5227/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также