Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу n  А61-387/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                        Дело  № А61-387/09

28 июля  2009 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 г., полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Афанасьевой Л.В.

судей Баканова А.П., Мельникова И.М.

при   ведении   протокола судебного заседания помощником судьи Алексановым А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Севкавказэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.05.2009 по делу № А61-387/09

по заявлению Открытого акционерного общества «Севкавказэнерго»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания

о признании недействительным предписания о прекращении нарушения прав потребителей (судья Родионова Г.С.),

при участии  в судебном заседании:

от заявителя:  Николова З.Ю. по доверенности от 06.05.2009,

от заинтересованного лица: Гатикоев И.А. по доверенности от 01.06.2009 № 29,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Севкавказэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия – Алания (далее - Управление) о прекращении нарушения прав потребителей от 19.02.2009.  

Решением суда от 18.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано соответствием оспариваемого ненормативного акта закону и отсутствием нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Общество в жалобе ссылается на отсутствие у административного органа оснований для вынесения обжалуемого предписания. 

Представитель общества - Николова З.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Управление в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Представитель Управления - Гатикоев И.А. доводы, изложенные в отзыве, поддержал.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.05.2009 по делу № А61-387/09 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что общество является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Республике Северная Осетия – Алания.

Письмом от 17.12.2008 № 05/5759  Управление в связи с многочисленными обращениями граждан просило обществом дать разъяснения по поводу правомерности взимания дополнительной платы с потребителей жилищно-коммунальных услуг, погасивших задолженность по оплате за подключение электроэнергии (том 1 л.д. 44).

В ответ на указанное обращение общество письмом от 13.01.2009 № 4526/02 сообщило в Управление о то, что оно требует от потребителей жилищно-коммунальных услуг компенсации затрат, понесенных в связи с введением ограничения режима потребления и восстановлением режима потребления электроэнергии на основании  абзаца 6 пункта 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №530 (далее – Правила), а также договора энергоснабжения, заключенного с потребителями (том 1 л.д. 45).

В письме от 15.01.2009 № 05/107 Управление просило общество в интересах неопределенного круга потребителей прекратить действия, в части ограничения режима потребления потребителю, погасившему (оплатившему) задолженность за поставленную электроэнергию, в виду того, что данные действия противоречат абзацам 1-3 Правил. Обществу следовало уведомить Управление о результатах проведенных мероприятия в срок до 31.01.2009 (том 1 л.д. 46-48).

В ответ на указанное обращение письмом от 17.02.2009 № 3/359, полученным Управлением 20.02.2009, общество сообщило о правомерности своих действий, касающихся требований компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления со ссылкой на абзац 6 пункта 179 Правил (том 1 л.д. 52-54).

На основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 30.01.2009 № 82 Управлением проведена внеплановая проверка общества на соблюдение им требований Федерального закона №2300/1-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 с 02.02.2009 по 20.02.2009, по результатам которой составлен акт от 19.02.2009, в котором зафиксирован факт взимания обществом с потребителей дополнительной платы за подключение электроэнергии после погашения ими задолженности за электроэнергию, что выражается в отказе общества возобновить подачу электроэнергии до погашения потребителем расходов, понесенных инициатором введения ограничения, которым является общество, в связи с введением ограничения и восстановлением режима потребления (том 1 л.д. 50-51, 55).

19.02.2009 обществу на основании акта проверки и пункта 2 статьи 40 Федерального закона №2300/1-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, в котором обществу предписывалось прекратить нарушения пункта 3 статьи 16 указанного Закона, выразившиеся в отказе общества возобновить подачу электроэнергии до погашения потребителем расходов, понесенных инициатором введения ограничения, которым является общество, в связи с введением ограничения и восстановлением режима потребления. О выполнении данного предписания обществу предписано сообщить в срок до 15.03.2009 (том 1 л.д.7).

Ответа от общества на предписание в Управление не поступило.

Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, обжаловало его в арбитражный суд.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствие этого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии хотя бы одного из условий требование не подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).

Пунктом 179 Правил инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством РФ порядке компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации причинитель вреда несет ответственность только в случае наличия его вины.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

 Право гарантирующего поставщика вводить полное или частичное ограничение электроэнергии предусмотрено разделом XIII Правил.

В отношении неоплаты электроэнергии пункт 161 Правил гласит, что ограничение режима потребления может вводиться в случаях: "неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств)". Таким образом, согласно названной нормы неисполнение обязательства по оплате (в том числе и по предоплате) может служить основанием для ограничения режима потребления, если это основание стороны согласовали в договоре энергоснабжения.

Согласно пункту 179 Правил в случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится.

Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств.

В случае исполнения потребителем указанного требования в период ограничения режима потребления подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента поступления денежных средств в кассу инициатора введения ограничения или получения им подтверждения факта принятия банком такого потребителя платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения.

Инициатор введения ограничения обязан незамедлительно уведомить соответствующую сетевую организацию с одновременным уведомлением системного оператора (иного субъекта оперативно-диспетчерского управления) о погашении (оплате) потребителем, в отношении которого введено частичное (полное) ограничение режима потребления, задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) и об отмене такого ограничения.

Отмена ограничения режима потребления, примененного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, влечет его восстановление в полном объеме, предусмотренном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) либо определяемом необходимым режимом и уровнем потребления (для граждан-потребителей).

Инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

Как следует из материалов дела, общество в письмах, адресованных Управлению, сообщало, что подача электроэнергии потребителям, погасившим задолженность за поставленную электроэнергию будет возобновлена после компенсации ими затрат, понесенных в связи с введением ограничения режима потребления и восстановлением режима потребления электроэнергии со ссылкой на абзац 6 пункта 179 Правил.   Изложенные в письмах обстоятельства правомерно расценены судом как намерения общества осуществить действия по отказу в возобновлении подачи электроэнергии потребителям до погашения ими расходов, понесенных инициатором введения ограничения, которым является общество, создающие угрозу нарушения прав потребителей электроэнергии.

При этом, требование общества о компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления со ссылкой на абзац 6 пункта 179 Правил, погасившем задолженность по оплате за поставленную электроэнергию, является неправомерным, поскольку в силу абзаца 6 пункта 179 Правил данное право может быть реализовано в установленном законом порядке (в судебном порядке)  При этом, расходы должны быть документально подтверждены. Для их взыскания, за исключением случая законодательного урегулирования данного вопроса, должны применяться правила ст. 15, ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения реального ущерба, взыскатель должен доказать нарушение его прав покупателем, размер ущерба, причинную связь между причиненным ущербом и противоправными действиями причинителя, а также - вину причинителя ущерба.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое предписание административного органа о прекращении нарушений прав потребителей, выразившегося в отказе общества возобновить подачу электроэнергии до погашения потребителем расходов, понесенных инициатором введения ограничения, которым является общество, в связи с введением ограничения и восстановлением режима потребления, направлено на реализацию положений абзацев 1-3 пункта 179 Правил.

Предписание не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку оно не лишено права требования компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления в установленном законом порядке. Препятствий для осуществления обществом своей деятельности судом не установлено.

Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным на то органом, соответствует закону и иным нормативным актам и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для признания его недействительным.

 Доводы апелляционной жалобы об отсутствии основания для вынесения оспариваемого предписания не подтвердились.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.05.2009 по делу № А61-387/09.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение    Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.05.2009 по делу № А61-387/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                         Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                        А.П. Баканов

                                                                                                                   И.М. Мельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу n А63-13548/08-С1. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также