Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n А25-415/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 т. (879-34) 6-03-31

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Дело № А25-415/2009

г. Ессентуки 

23 июля 2009 года                                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года,

постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сулейманова З. М.,

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Афашоковым Д.М.,

при участии:

            от учредителя ИЧП «Ащамаз» – Кодзева М.Х. по доверенности от 20.06.2008,

от ликвидатора ИЧП «Ащамаз»  – Айбазов И.А. по доверенности от 10.06.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике  на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2009 по делу № А25-415/2009 (судья Гришин С.В.),

У С Т А Н О В И Л:

 

Индивидуальное частное предприятие «Ащамаз» (далее - заявитель, ИЧП) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – налоговая инспекция) от 12.03.2009 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности и обязании принять решение о ликвидации  ИЧП  «Ащамаз».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен учредитель ИЧП Кодзев Юнус Исмаилович.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2009 налоговой инспекции от 12.03.2009 об отказе в государственной регистрации индивидуального частного предприятия «Ащамаз» в связи с его ликвидацией признано незаконным. Судебный акт мотивирован тем, что утверждение учредителем ИЧП ликвидационного баланса производится только в случае, если решение о ликвидации принято учредителем, утверждение его не требуется в случае принятия решения о ликвидации судом.

В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что налоговая инспекция на законных основаниях принято решение об отказе в ликвидации, так как учредителем не был утвержден ликвидационный и промежуточный ликвидационный балансы.

В отзыве на апелляционную жалобу Батруков Р.Х. просит отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Представитель учредителя ИЧП «Ащамаз» поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

 Представитель ликвидатора ИЧП «Ащамаз» с доводами изложенными в апелляционной жалобе не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Представители налоговой инспекции в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Арбитражным судом КЧР 21.07.2005 вынесено решение по делу № А25-1798/05-10 о ликвидации ИЧП «Ащамаз». Обязанности по ликвидации были возложены на учредителя ИЧП Кодзева Ю.И.

Определением Арбитражного суда КЧР от 21.07.2008 по ходатайству инспекции была произведена замена ликвидатора на Батрукова Р.Х.

Ликвидатор Батруков Р.Х. 04.03.2009 представил в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса и иных  необходимых  документов.

Согласно расписке в получении документов, в графе «ликвидационный баланс» проставлен прочерк. Как следует из пакета представленных на регистрацию документов (л.д. 29-30), ликвидационный баланс был представлен. Однако он не был указан в расписке в связи с тем, что ликвидационный баланс не был утвержден учредителем ИЧП.

12.03.2009 регистрирующий орган принял решение  об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса в связи с его отсутствием  и об отказе в государственной регистрации юридического лица и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ИЧП в связи с его ликвидацией - основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие ликвидационного баланса и неправильное определение способа ликвидации юридического лица.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд с требованием о признании незаконным ее решения и обязании принять решение о ликвидации ИЧП «Ащамаз».

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что заявителем соблюден порядок, предусмотренный статьями 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а налоговой инспекцией не доказана обоснованность вынесения оспариваемого ненормативного акта.

Апелляционный суд  считает выводы  суда  правильными.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).

В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно статье 21 Закона о регистрации  для  государственной  регистрации  в  связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 22 названного Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо по решению суда. Частью 5 статьи 63 ГК РФ установлено, что после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Утверждение учредителем ИЧП ликвидационного баланса производится только в случае, если решение о ликвидации принято учредителем, утверждение его не требуется в случае принятия решения о ликвидации судом.

Судом первой инстанции обоснованно принято решение о неправомерности действий налогового органа и обязании его произвести государственную регистрацию юридического лица и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ИЧП.

Таким образом, судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, проверены доводы лиц, участвующих в деле, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют  обстоятельствам дела. Оснований для отмены  судебного акта не имеются.

Доводы апелляционной жалобы проверены, признаны не подтвердившимися материалами дела.

Руководствуясь статьями 266,268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2009 по делу № А25-415/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующий:                                                                  З. М. Сулейманов    

         Судьи:                                                                                                 Д. А. Белов 

           

                                                                                                                        И. А. Цигельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n А20-2774/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также