Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу n А22-5/09/15-1. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                     Дело № А22-5/09/15-1

15 июля 2009 года                                          Регистрационный номер

апелляционного производства 16АП-1250/09 (1)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу на решение от 14.04.2009 по делу № А22-5/09/15-1 Арбитражного суда Республики Калмыкия, принятое судьей Хазиковой В.Н.,

по иску Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу

к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Целинная Центральная районная больница»

о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 21 847 рублей,

в отсутствие представителей Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (уведомление №08050),

в отсутствие представителей муниципального лечебно-профилактического учреждения «Целинная Центральная районная больница», заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей,

У С Т А Н О В И Л:

 

Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (далее – Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия к муниципальному лечебно- профилактическому учреждению «Целинная Центральная районная больница» (далее – Больница, ответчик) о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 21 847 рублей.

Решением от 14.04.2009 суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований Фонда к Больнице о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 21 847 рублей отказал.

Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не доказал наличие причинной связи между фактами выдачи Больницей листов нетрудоспособности и возникшими у Фонда расходами, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 14.04.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующее.

По мнению Фонда, листки нетрудоспособности ВЛ №№ 0638152, 0638151 на имя Цереновой Т.А. и Церенова А.Л. были выданы с нарушением пункта 1.9 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 №206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 №21, поскольку в указанных листках нетрудоспособности отсутствовала отметка о разрешении администрации Больницы на их выдачу.

Указывает, что выявленные по результатам проверки допущенные нарушения выдачи листков нетрудоспособности и организации экспертизы временной нетрудоспособности Больницей не оспариваются.

Считает, что листки нетрудоспособности ВЛ №№ 0638152, 0638151 на имя Цереновой Т.А. и Церенова А.Л. подлежали оплате гражданам, поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 №1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, пункта 18 Положения О Фонде социального страхования Российской Федерации, пункта 9 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной Приказом Минздрава России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.10.1998 №291/167, при несоблюдении установленных правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, листки нетрудоспособности считаются выданными с нарушениями установленного порядка и выплаченные по ним пособия подлежат возмещению.

Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Фонд как страховщик не воспользовался своим правом не принимать к зачету расходы в случае осуществления работодателями выплат по листку нетрудоспособности, выданному с нарушением законодательства.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.04.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив в судебном заседании материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, в отсутствие представителей Фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителей Больницы, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Фондом по запросу страхователя Управления социальной политики администрации Провидненского муниципального района Чукотского автономного округа от 18.02.2008 № 01-12/137 были взяты на контроль случаи временной нетрудоспособности, удостоверенные листками нетрудоспособности              ВЛ №№ 0638152, 0638151, выданными за пределами Чукотского автономного округа на имя Цереновой Т.А. и Церенова А.Л.

Полномочия Фонда по осуществлению контроля за обоснованностью выдачи, продления, оформления листков нетрудоспособности в лечебных учреждениях закреплены пунктами 3, 5 Инструкции «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.10.1998 № 291/167.

С целью осуществления контроля за обоснованностью выдачи продления листков нетрудоспособности Цереновой Т.А. и Церенова А.Л. серии ВЛ №№ 0638152, 0638151, выданных Больницей, отделением Фонда 07.03.2008 был направлен запрос в Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия.

По результатам проверки Государственным учреждением – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия были выявлены следующие нарушения: листы нетрудоспособности были выданы без разрешения администрации лечебного учреждения (пункт 1.9 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан и пункт 7 Порядка выдачи листков нетрудоспособности); ежедневные записи в медицинской карте стационарного больного носили формальный характер (пункт 1.7 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан и пункт 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Ссылаясь на статью 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец направил претензию в адрес ответчика.

Поскольку ответчик добровольно не возместил ущерб, орган государственного контроля обратился в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении убытков.

Как правильно указал суд первой инстанции по результатам рассмотрения иска Фонда, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 данной статьи).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21, предусмотрено, что документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются листок нетрудоспособности и в отдельных случаях справки установленной формы.

Согласно пункту 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями - работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом законодатель установил право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Фонд не доказал наличие причинной связи между действиями ответчика по выдаче листков нетрудоспособности и понесенными убытками и правомерно в удовлетворении исковых требований Фонда отказал.

Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждают того, что убытки Фонда находятся в причинной связи с действиями работников Больницы, несущих за свои действия ответственность не гражданско-правового характера.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия на решение от 14.04.2009 по делу № А22-5/09/15-1 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                                                                     С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                   Н.В. Винокурова

И.М. Мельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу n А63-192/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также