Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу n А18-84/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-16, e-mail: info@16AAS.ARBITR.RU

                                  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                          Дело №А18-84/09

23 июня 2009 г.                                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 г., полный текст постановления изготовлен 23 июня 2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Афанасьевой Л.В.

судей Луговой Ю.Б., Баканов А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения «Ингушская республиканская клиническая больница» на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 23.03.2009 по делу № А18-84/09

по заявлению Государственного учреждения «Ингушская республиканская клиническая больница»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия,

третье лицо: Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия

о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия незаконными (судья Гелихсанова Р.З.),

в отсутствии в судебном заседании представителей заявителя, извещенного надлежащим образом (уведомление №00080), заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом (уведомление №00079), третьего лица, извещенного надлежащим образом (уведомления №00081, № 00082),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение «Ингушская республиканская клиническая больница» (далее  - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия (далее – налоговый орган), с привлечением третьего лица - Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Ингушетия и приостановлении исполнительного производства по  исполнительному листу №000346 от 18.06.2008, выданному на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.04.2008 по делу №А18-719/07.

 Решением суда от 23.03.2009 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что взыскание задолженности по налогам производится на основании исполнительного листа в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требований удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель в жалобе указывает, что в суд не принял во внимание, тот факт, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции одновременного производится взыскание налогов на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.04.2009 по делу № А18-719/07 и на основании постановления налоговой инспекции № 273 от 11.09.2007 о взыскании налогов за счет имущества должника (в бесспорном порядке).

Налоговый орган в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, изложенных в решении.  

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

От Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 23.03.2009 по делу № А18-84/09 подлежит отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что в рамках дела № А18-719/07 налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения задолженности по уплате налога в размере 20 341 895 руб. 48 коп. Впоследствии часть задолженности была погашена и заявленные требования были уточнены. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.04.2008 по делу № А18-719/07 с Учреждения взыскано 8 421 028 руб. Решение вступило в законную силу. На основании решения суда выдан исполнительный лист, который впоследствии направлен в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия для исполнения.

Вместе с тем, до обращения в суд за взысканием налогов в судебном порядке  налоговой инспекцией принято решение №121 от 11.09.2007 о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика и постановление № 273 от 11.09.2007, которое направлено в Назрановский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия.

На основании постановления налоговой инспекции № 273 от 11.09.2007 возбуждено исполнительное производство № 2876 (256). Впоследствии исполнительное производство передано на исполнение в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств. На счет должника выставлены инкассовые поручения. Изложенные обстоятельства подтверждаются письмом Назрановского городского отдела УФСП по Республике Ингушетия от 23.01.2008 № 10-19-23 (том 1 л.д. 27), а также не оспариваются налоговой инспекцией (отзыв на апелляционную жалобу от 27.05.2009 № 02-12/3214).

Общество, полагая действия налоговой инспекции по одновременному взысканию налогов на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.04.2009 по делу № А18-719/07 и на основании постановления налоговой инспекции № 273 от 11.09.2007 о взыскании налогов за счет имущества должника (в бесспорном порядке), обратилось в порядке статей 137, 138 НК РФ и статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

При этом в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента - организации или предпринимателя.

В пункте 7 статьи 46 НК РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Данное положение статьи 46 НК РФ применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункты 9 и 10 статьи 46 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заявитель является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Согласно статье 239 БК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно пунктам 2 и 3 данной нормы обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007, в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ из статьи 46 НК РФ исключены положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) НК РФ внесены изменения, касающиеся определения перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке.

В частности, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 НК РФ.

В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.

Таким образом, налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с бюджетных учреждений, каковым является заявитель, либо обращение взыскания на имущество во исполнение обязанности таких налогоплательщиков по уплате налогов (сборов), пеней и налоговых санкций, и право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает неправомерными действия налоговой инспекции по направлению постановления № 273 от 11.09.2007 судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий налогового органа подлежит отмене в виду неправильного применения судом норм материального права.

Требования учреждения о приостановлении исполнительного производства по  исполнительному листу №000346 от 18.06.2008, выданному на основании решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.04.2008 по делу №А18-719/07 не подлежат удовлетворению, поскольку в силу части 2 статьи 327 АПК РФ данный вопрос подлежит рассмотрению арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист в рамках дела №А18-719/07. В части отказа в удовлетворении требований в этой части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции разъясняет заявителю, что в случае излишнего взыскания налогов в результате неправомерных действий налогового органа, учреждение не лишено права на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 78 и 79 НК РФ.

С учетом статьи 110 АПК РФ на учреждение относятся расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 23.03.2009 по делу № А18-84/09 отменить в части отказа в признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Ингушетия по направлению постановления № 273 от 11.09.2007 судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с Государственного учреждения «Ингушская республиканская клиническая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей. Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                         Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                        А.П. Баканов

                                                                                                                   Ю.Б. Луговая

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу n А63-2861/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также