Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А61-46/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Ессентуки                                                                                                      Дело № А61-46/09

10 июня 2009 г.                                                                                        Вх.16АП-1267/09(1),(2)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Белова Д.А. Цигельникова И.А.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Амироковой Я.Х.,

рассмотрев апелляционные жалобы ВМУП «Владикавказэнерго» и Региональной службы по тарифам РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2009г. по делу № А61-46/09 по заявлению Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Владикавказэнерго» к Региональной службе по тарифам РСО-Алания о признании недействительным постановления № 98 от 30.12.2008г. (судья Базиева Н.М.),

без участия представителей сторон,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Владикавказэнерго» (далее – ВМУП «Владикавказэнерго») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – РСТ РСО-Алания) о признании недействительным постановления от 30.12.2008г. № 98 «Об утверждении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ВМУП «Владикавказэнерго» на 2009 год».

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2009г. признан недействительным, несоответствующим ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14.04.1995г. постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания № 98 от 30.12.2008г. «Об утверждении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ВМУП «Владикавказэнерго» на 2009 год» и отменён.

С указанным решением суда не согласились ВМУП «Владикавказэнерго» и РСТ РСО-Алания, которые подали апелляционные жалобы. ВМУП «Владикавказэнерго» до судебного заседания отказалось от апелляционной жалобы. Данный отказ принят судом, поскольку не нарушает прав и интересов других лиц и не противоречит законодательству, в связи с чем производство по апелляционной жалобе ВМУП «Владикавказэнерго» подлежит прекращению.

В связи с отказом ВМУП «Владикавказэнерго» от апелляционной жалобы, настоящее дело рассматривается по апелляционной жалобе РСТ РСО-Алания. В своей апелляционной жалобе РСТ РСО-Алания считает, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно и подлежащим отмене, как вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование своей жалобы, заявитель ссылается на то, что для признания недействительным и отмены ненормативного акта государственного органа необходимо соблюдение одновременно двух условий, это несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Представитель РСТ РСО-Алания в судебное заседание не явился, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Представитель ВМУП «Владикавказэнерго» в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2009г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы РСТ РСО-Алания, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением от 30.12.2008г. № 98 Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания установила и ввела в действие с января 2009 года индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ВМУП «Владикавказэнрего» со сроком действия с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. Согласно постановлению и приложению № 1 ставка на содержание электрических сетей установлена в сумме 104 760,02 рублей/МВт в месяц и на оплату потерь в сетях – 117,17 рублей/МВТ час.

ВМУП «Владикавказэнерго», полагая, что указанное постановление от 30.12.2008г. № 98 не соответствует нормативным актам, регулирующим деятельность по передаче электрической энергии на розничном рынке, а порядок расчета регулируемых тарифов на электрическую энергию и услуг по ее передаче нарушает права и законные интересы предприятия, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее закон № 41-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2 Закона № 41-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемой (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.

При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования, Правилами № 109 и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть третья статьи 6 Закона № 41-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на основании метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов.

Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников.

Как установлено судом первой инстанции, письмом от 23.05.2008г. № 13/796 ВМУП «Владикавказэнерго» направило в регулирующий орган расчетные материалы для установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2009 год.

По результатам рассмотрения представленных ВМУП «Владикавказэнерго» документов экспертной группой было рекомендовано предложить РСТ РСО-Алания утвердить двуставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ВМУП «Владикавказэнерго» на 2009 год без НДС и без учета диапазонов при расчете с ОАО «Севкавказэнерго» следующие ставки: ставка на содержание – 104 760,02 рублей/МВт. в месяц, или 176,22 рублей/МВт.ч.; ставка платы потерь электрической энергии в процессе ее передачи – 117,71 рублей/МВт.ч.

На основании представленных ВМУП «Владикавкзэнерго» документов экспертной группой выявлены ошибки в определении ряда сумм заявленных статей затрат в сторону завышения, в связи с чем сделан вывод о невозможности проведения сравнительного анализа основных показателей по балансам электрической энергии.

Выводы экспертного заключения подтверждаются приложенными документами, в связи с чем суд первой инстанции счёл обоснованным вывод экспертной группы о невозможности применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) и применение метода индексации тарифа.

Согласно экспертному заключению оспариваемый тариф был рассчитан РСТ РСО-Алания с учетом расходов на сертификацию электрической энергии, а также фонда заработной платы на 2008 год, образованного с индексом роста 9,7 % к фонду оплаты труда, утвержденному РСТ РСО-Алания на 2007 год, в сумме 48 740 580 рублей. Этот фонд заработной платы обеспечивает численность работников 351 человек, в связи с чем суд правомерно счёл несостоятельным довод заявителя о неполном учете количества работников при расчете тарифа.

Расходы на капитальный ремонт электрических сетей учтены РСТ РСО-Алания в соответствии с требованиями приказа ФСТ РФ № 20-Э/2 от 06.04.2008г. в статье «Услуги производственного характера» в размере 4 440 000 рублей на ремонтные работы, проводимые подрядным способом и по статьям расходов на проведение ремонта хозяйственным способом.

Потери электрической энергии приняты РСТ РСО-Алания по балансам электрической энергии (мощности), утвержденным ФСТ РФ приказом № 255-э/1 от 07.11.2008г. для ВМУП «Владикавказэнерго» в размере 79,54 млн. кВт.ч. и 12,2 МВт. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации № 281 от 15.12.2008г., в котором величина потерь составляет 15,75 % от отпуска электроэнергии в сеть, получен РСТ РСО-Алания 19.12.2008г. и не мог быть учтен при регулировании тарифа.

Из материалов дела усматривается, что в 2008 году утвержденные тарифы на передачу электроэнергии средства в сумме 81 134 680 рублей освоены ВМУП «Владикавказэнерго» не в полном объеме – в сумме 75 416 600 рублей, в связи с чем суд счёл обоснованным довод РСТ РСО-Алания об отсутствии оснований для применения тарифной ставки по оплате труда рабочего первого разряда.

Расчет тарифа произведен на основе вынесенного экспертного заключения и в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э/2.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что РСТ РСО-Алания расчет индивидуального тарифа на передачу электрической энергии по сетям ВМУП «Владикавказэнерго» на 2009 год произведен с учетом требований законодательства в области регулирования тарифов.

Однако, в силу статьи 3 Федерального закона № 41-ФЗ создание механизма согласования интересов производителей и потребителей тепловой энергии является целью государственного регулирования.

Согласно положениям статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике признается одним из принципов государственного регулирования тарифов.

Принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии следует из положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. № 35-ФЗ.

Таким образом, законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию и законодательство об электроэнергетике исходит из необходимости обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии и имеет цель создания механизма согласования их интересов, посредством установления экономически обоснованного тарифа.

Приказом Министерства энергетики РФ № 281 от 15.12.2008г. «Об утверждении технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2009 год» утверждена величина потерь для ВМУП «Владикавказэнерго», которая составила 15,75 % от отпуска электроэнергии в сеть.

Указанным приказом Министерство энергетики Российской Федерации признало обоснованность утвержденной величины потерь в сетях ВМУП «Владикавкзэнерго» на 2009 год. Поскольку величина потерь является составной частью тарифа, применение признанного экономически обоснованным объема потерь в электрических сетях при расчете тарифа является одним из условий соблюдения принципов, установленных законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Расчет спорного тарифа произведен

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А63-20894/08-С3-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также