Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n  А61-1549/08-10. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-16, e-mail: info@16AAS.ARBITR.RU

                                  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                     Дело  №А61-1549/08-10

12 мая 2009 г

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 г., полный текст постановления изготовлен 12 мая 2009 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  Афанасьевой Л.В.

Судей Белова Д.А., Мельникова И.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 02.02.2009 по делу №А61-1549/08-10

по иску ВМУП «Лифтремонт»

к ответчикам:

 - ВМУП «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги,

 - Администрации местного самоуправления г.Владикавказа

  - Республике Северная Осетия – Алания,

 - Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания,

 - Финансовому управлению Администрации местного самоуправления г.Владикавказа,

третье лицо: Правительство Республики Северная Осетия – Алания

о взыскании 818 630 рублей (судья Баскаева Т.С.),

при участии  в судебном заседании:

от ВМУП «Лифтремонт» - Базаева А.М. по доверенности от 09.04.2009 № 10,

от ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» - не явились, извещены (уведомление № 02408),

от Администрации местного самоуправления г.Владикавказа - Галуев А.Д. по доверенности от 25.11.2008 № 09-26/4517,

от Республики Северная Осетия – Алания – Галуев А.Д. по доверенности от 25.11.2008 № 09-26/4517,

от Министерства финансов Республики Северная Осетия – Алания – не явились, извещены (уведомление № 02412),

от Финансового управления Администрации местного самоуправления г.Владикавказа – не явились, извещены (уведомление № 02409),

от Правительства Республики Северная Осетия – Алания – Галуев А.Д. по доверенности от 25.11.2008 № 09-26/4517,

 

УСТАНОВИЛ:

ВМУП «Муниципальные лифты - 2» обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с иском к ВМУ Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги», Республике Северная Осетия - Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания, Администрации местного самоуправления г. Владикавказ, Финансово-казначейскому управлению Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о взыскании задолженности по возмещению выпадающих доходов в размере 818 630 рублей.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Правительство Республики Северная Осетия - Алания.

По ходатайству истца произведена замена ВМУП «Муниципальные лифты - 2» его правопреемником ВМУП «Лифтремонт», в связи с реорганизацией ВМУП «Муниципальные лифты» и ВМУП «Муниципальные лифты-2» в форме слияния во ВМУП «Лифтремонт».

Решением суда от 02.02.2009 с казны Республики Северная Осетия Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в пользу ВМУП «Лифтремонт» взыскано 818 630 рублей задолженности и государственной пошлины в размере 14 686 рублей 30 копеек, всего 833316 рублей 30 копеек. В иске к ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» отказано. В иске к Финансовому управлению АМС г. Владикавказ отказано. В иске к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт предоставления ВМУП «Лифтремонт» льгот за период с 01.03.2006 по 31.08.2008 на сумму 818 630 рублей документально подтвержден, в связи с чем, данная сумма подлежит возмещению за счет средств казны публично-правового образования – Республики Северная Осетия – Алания.

Не согласившись с принятым решением, Правительство Республики Северная Осетия - Алания (далее – Правительство) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ВМУП «Лифтремонт» требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. Правительство указывает, что федеральное законодательство не предусматривает возмещение выпадающих доходов для организаций коммунального хозяйства, поскольку получателями денежных средств, выплачиваемых в качестве субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являются граждане путем перечисления им уполномоченными органами ежемесячно на имеющиеся или открываемые в выбранных банках банковские счета денежных средств или вкладов до востребования; договор на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг заключен между ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» и ВМУП «Муниципальные лифты - 2» (ныне – ВМУП «Лифтремонт») заключен в нарушение действующего законодательства. Правительство также ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что истец фактически понес затраты в сумме, которая была предъявлена к взысканию; представленные истцом документы не являются относимыми и допустимыми доказательствами.

Представитель Правительства и Республики Северная Осетия - Галуев А.Д. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Администрация местного самоуправления г.Владикавказа в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Представитель Администрация местного самоуправления г.Владикавказа - Галуев А.Д. доводы отзыва поддержал.

Финансовое управление Администрации местного самоуправления г.Владикавказа в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта. Финансовое управление Администрации местного самоуправления г.Владикавказа, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном процессе не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

ВМУП «Лифтремонт» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения.

Представитель ВМУП «Лифтремонт» - Базаева А.М. доводы отзыва поддержала.

ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» и Министерство финансов Республики Северная Осетия – Алания, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 02.02.2009 по делу №А61-1549/08-10 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что ВМУП «Муниципальные лифты - 2» (ныне – ВМУП «Лифтремонт») в период с 01.01.2006 по 31.08.2008 при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги предоставляло субсидии на оплату услуг по обслуживанию лифтов малоимущим гражданам, проживающим в г.Владикавказе.

Ввиду невозмещения истцу его расходов у него образовались убытки в сумме  818 630 рублей, вследствие чего заявлены настоящие исковые требования.

Суд первой инстанции, посчитав, что убытки образовались по причине недофинансирования из республиканского бюджета расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам, ответственность по этим обязательствам должна нести Республика Северная Осетия-Алания, вследствие чего взыскал 818 630 рублей задолженности по оплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги малообеспеченным жителям г.Владикавказа перед ВМУП «Лифтремонт» с казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.

При этом суд не учел следующее.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 159 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», принятом во исполнение статьи 159 ЖК РФ, утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 45 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1001).

Как следует из материалов дела, в обоснование права на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг истец ссылается на договор, заключенный между ВМУП «Муниципальные лифты - 2» и ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» от 09.01.2007, сроком действия по 31.12.2007, предметом которого является возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате за техническое обслуживание и ремонт лифтов в соответствии с Порядком возмещения через ВМУ «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» ВМУП «Муниципальные лифты - 2» от предоставления компенсаций (субсидий) по оплате за техническое облуживание и ремонт лифтов гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал порядок предоставления субсидий, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», который не предусматривал возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг организациям, оказывающим коммунальные услуги.

Суд первой инстанции неправильно применил к спорным правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных слуг» и установленный им порядок о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,  поскольку постановление утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и на момент возникновения спорных отношений уже не действовало.

Действующим на момент заключения договора законодательством предусмотрено, что адресатом выплаты субсидий является непосредственно гражданин, оплачивающий жилищные и коммунальные услуги.

Заключив договор от 09.01.2007 на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг стороны фактически произвольно изменили порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленный федеральным законодательством, а именно: статьей 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что данный договор от 09.01.2007 на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг не может служить основанием для возникновения у публично-правового образования имущественной ответственности по компенсации организации, оказывающей коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ВМУП «Лифтремонт» документально не подтвердило, что убытки в размере 818 630 рублей возникли в связи с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов гражданам, имеющим льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг.

Представленный в материалы дела отчет по субсидиям за техобслуживание лифтов по ВМУП «Муниципальные лифты - 2»  не подтверждает факт оказания истцом

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n А63-147/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также