Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2009 по делу n А61-1467/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край,  г.Ессентуки,  ул.Вокзальная,  2.  Факс: (87934) 6-09-14,  e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г.Ессентуки                                               Дело №А61-1467/08

27 апреля 2009 года                                 Апелляционное производство №16АП-496/09

       

 

                                               Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2009,

                                               постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2009.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А. (докладчик), судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А., рассмотрев апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2009 по делу №А61-1467/08-3

по исковому заявлению Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

к Владикавказскому муниципальному учреждению «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги»,

Финансовому управлению Администрации местного самоуправления г.Владикавказа,

Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания,

третьи лица – Правительство Республики Северная Осетия-Алания,

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания,

о взыскании 2 686 828 рублей,

при участии представителей:

- Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» - Плиевой И.К. (доверенность от 23.12.2008 №1638),

- Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания – Белоусова П.С. (доверенность от 04.04.2009),

- Правительства Республики Северная Осетия-Алания – Галуева А.Д. (доверенность от 25.11.2008 №09-26/4517),

УСТАНОВИЛ:

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – ВМУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Владикавказскому муниципальному учреждению «Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги» (далее – ВМУ «Центр») о взыскании 2 962 171 рубля убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, образовавшихся по состоянию на 01.09.2008.

Определением от 14.10.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Муниципальное образование «город Владикавказ» в лице Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.

Определением от 24.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 2 686 828 рублей, поскольку в декабре 2008 года ответчик частично погасил задолженность.

Решением от 29.01.2009 Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания взыскал с казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу ВМУП «Водоканал» 2 686 828 рублей задолженности и 26 310 рублей  86 копеек государственной пошлины, в части требований ВМУП «Водоканал» о взыскании 275 341 рублей задолженности производство по делу прекратил, в иске в ВМУП «Центр» и Финансовому управлению Администрации г.Владикавказа отказал.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2009, Правительство Республики Северная Осетия-Алания обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на следующее.

По мнению заявителя, у государственных органов Республики Северная Осетия-Алания не возникло никаких обязательств перед ВМУП «Водоканал» по возмещению расходов, так как они не являются сторонами договора на возмещение выпадающих доходов от 10.01.2007 №2, заключенного между  ВМУП «Водоканал» и ВМУ «Центр».

Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в рамках настоящего дела вопрос о межбюджетных отношениях Республики Северная Осетия-Алания и муниципального образования «город Владикавказ» не рассматривается.

Суд не учел, что в соответствии с федеральным законодательством получателями денежных средств, выплачиваемых в качестве субсидий на оплату коммунальных услуг, могут быть только граждане, а не организации коммунального комплекса. Фактически ВМУП «Водоканал» и ВМУ «Центр», заключив и исполнив договор на возмещение выпадающих доходов №2 от 10.01.2007, произвольно изменили порядок выплаты субсидий, установленный федеральным законодательством.

ВМУП «Водоканал» и Администрация местного самоуправления г.Владикавказа представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение  Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания – без удовлетворения.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2009 в части взыскания с Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу ВМУП «Водоканал» 2 686 828 рублей задолженности и 26 310 рублей  86 копеек государственной пошлины – отменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ВМУП «Водоканал», являясь обслуживающей организацией, в период с января 2007 года по август 2008 года предоставляло установленные законом для отдельных категорий граждан (малоимущим гражданам) льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с заключенным с ВМУ «Центр» договором от 10.01.2007 №2 на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилищных и коммунальных услуг. Предприятие исполнило обязательства по договору в полном объеме.

В 2007 году на выплату субсидий малоимущим гражданам на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых ВМУП «Водоканал», ВМУ «Центр» начислено 3 480 000 рублей 51 копейка, что подтверждается справкой о начислении и оплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги малообеспеченным жителям г.Владикавказа (т.1 л.д.142).

В результате недофинансирования ВМУ «Центр» компенсировал расходы ВМУП «Водоканал» не в полном объеме, из-за чего у предприятия по состоянию на 01.09.2008 образовались убытки в сумме 2 962 169 рублей.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные, исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» установлен порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 45 указанных Правил установлено, что уполномоченные органы либо органы, осуществляющие исполнение местного бюджета, ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования».

Таким образом, согласно закону, адресатом выплаты субсидии является гражданин, оплачивающий жилье и коммунальные услуги, а не организация, которой необходимо компенсировать выпадающие доходы от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что Законом Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2006 №71-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2007 год» установлен размер субвенции местным бюджетам на выплату малоимущим гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Законами о республиканском бюджете на соответствующие годы установлено обязательство Правительства Республики Северная Осетия-Алания и его финансового органа – Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания – направить необходимые финансовые средства в форме субвенции в местный бюджет г.Владикавказа на выплату гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Размер субвенций на выплату субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемый местному бюджету г.Владикавказа из республиканского бюджета, администрацией г.Владикавказ в судебном порядке не оспорен.

Соответствующая задолженность перед бюджетом г.Владикавказа за 2007 год у республиканского бюджета отсутствует, что подтверждается Законом Республики Северная Осетия-Алания от 17.06.2008 года №22-РЗ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2007 год», а также решением Собрания представителей г.Владикавказа от 14.03.2008 №5/1 «Об итогах исполнения бюджета г.Владикавказа за 2007 год».

Суд первой инстанции, посчитав, что убытки ВМУП «Водоканал» образовались по причине недофинансирования из республиканского бюджета расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам, ответственность по этим обязательствам должна нести Республика Северная Осетия-Алания, вследствие чего взыскал 2 686 828 рублей задолженности по оплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги малообеспеченным жителям г.Владикавказа перед ВМУП «Водоканал» с казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.

При этом суд не учел следующее.

В соответствии с подпунктами 1, 2 и 6 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие причинения вреда другому лицу.

Из имеющегося в материалах дела договора от 10.01.2007 №2 на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилищных и коммунальных услуг следует, что его сторонами являются ВМУ «Центр» и ВМУП «Водоканал».

В соответствии с пунктом 1 указанного договора его предметом является возмещение ВМУП «Водоканал» выпадающих доходов от предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате водоснабжения через ВМУ «Центр». Пункт 2.1.2 договора предусматривает, что ВМУ «Центр» ежеквартально перечисляет предприятию денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления компенсаций.

В соответствии с пунктом 3 договора на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилищных и коммунальных услуг ответственность за его неисполнение может быть возложена только на стороны договора.

Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не является стороной данного договора. В этой связи ссылка суда первой инстанции на статьи 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, в данном случае является неправомерной.

Какой-либо иной договор либо нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательства Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания перед ВМУП «Водоканал» по финансированию предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и последующую компенсацию организациям коммунального комплекса недополученных от потребителей средств (платы за коммунальные услуги),  в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Задолженность перед бюджетом г.Владикавказа за 2007 год у республиканского бюджета отсутствует, доказательства иных неправомерных действий Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в деле отсутствуют, поэтому ссылки суда первой инстанции на недостаточное финансирование из республиканского бюджета расходов на предоставление субсидий малоимущим гражданам и статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными.

Поскольку предусмотренные законом основания возникновения обязательств Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания по выплате компенсации ВМУП «Водоканал» недополученных от потребителей средств (платы за коммунальные услуги) отсутствуют, доказательства наличия договорных отношений между истцом и ответчиками по вопросу финансирования предоставляемых гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в материалах дела также отсутствуют, документы, подтверждающие причинение истцу Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания вреда, предприятием не представлены, апелляционный суд приходит к

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2009 по делу n А63-14172/08-С2-31. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также