Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А25-1216/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 т. (879-34) 6-03-31

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Дело № А25-1216/2008

г. Ессентуки

24 марта 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2009 года,

постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2009 года.

       Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

 судей: Сулейманова 3. М.(докладчик), Винокуровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А.,

при участии: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Шоова А.М. доверенность № 403-1 от 06.05.2008, Матакав И.И. доверенность № 1000-1/5 от 27.08.2008,

от ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол» - Тлисова Ф.Б. дов № 1/513 от 11.01.2009, рассмотрев    апелляционные    жалобы    Правительства    Карачаево-Черкесской Республики и Закрытого акционерного общества «Карачаево-Черкесский мукомол» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1216/2008,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - Правительство КЧР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) в части признания Правительства КЧР нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и предписания в части обязания Правительства КЧР при заключении соглашений об использовании продукции приобретенной на биржевых торгах интервенционных фондов в обязательном порядке устанавливать обязательство участника торгов использовать продукцию на территории КЧР.

Закрытое акционерное общество «Карачаево-Черкесский мукомол» (далее -общество) также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республики от 11.09.2008 б/н в части признания общества нарушившим статью 16 Федерального закона и предписания от 22.09.2008 № 22 в части обязания заявителя при заключении соглашений об использовании продукции приобретенной на биржевых торгах интервенционных фондов в обязательном порядке устанавливать обязательства участника торгов использовать продукцию на территории КЧР.

Определением суда от 19.11.2008 заявление общества принято, возбуждено производство по арбитражному делу № А25-1302/08-7, а определением суда от 19.11.2008 дела объединены в одно производство с присвоением делу № А25-1216/08-7.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что Правительством КЧР и обществом допущены нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводит или могут привести к недопущению, ограничению, устранении конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В апелляционных жалобах Правительство КЧР и общество просят отменить решение, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы заявители ссылаются на то, что УФ АС по КЧР не представило доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что реализация части муки из зерна интервенционного фонда на территории других субъектов не позволила увеличить товарное предложение муки на рынке КЧР и произвести хлебобулочную продукцию в конкурентных объемах, т.е. не представила доказательства наличия в действиях Правительства КЧР и общества нарушения антимонопольного законодательства.

В отзыве апелляционную жалобу Управление просит отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Представитель общества просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Управления просил суд решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители Правительства КЧР в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.

В предыдущем судебном заседании представитель Правительства КЧР поддержали доводы апелляционной жалобы.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Правительства КЧР и общества по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании письма Министерства сельского хозяйства РФ от 07.11.2007 №АГ-22/6090 (л.д.17 т.1) между Правительством КЧР и обществом заключено Соглашение № 69 от 26.12.2007 об использовании зерна, приобретенного на биржевых торгах инвестиционного фонда, согласно которому общество обязалось перед Правительством КЧР использовать зерно, закупленное на биржевых торгах в ходе государственных товарных интервенций для переработки в муку и поставки для нужд хлебопечения, в том числе для производства социальных сортов хлеба.

Согласно п. 1.2 Соглашения, оно является условием для допуска общества к участию в биржевых торгах зерна интервенционного фонда организациям мукомольной промышленности.

Управление считает, что и суд согласился с ним, что данное Соглашение заключено с отступлениями от Правил биржевых торгов, не соответствует ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции». В Соглашение должно было быть оговорено об обязанности общества реализовать муку, выработанной из зерна интервенционного фонда только на территории КЧР.

Однако данный вывод не соответствует законодательству и материалам дела.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1)  повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2)  экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3)  разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4)   ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Апелляционный суд считает, что в материалах дела нет доказательств, подтверждающих совершение Правительством КЧР и обществом действий нарушающих антимонопольное законодательство, совершения ими действий, повлекших указанные в ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» последствий.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.2001№ 580, утверждены Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В указанных Правилах не предусмотрено включение в Соглашения условия об использовании закупленного зерна исключительно на территории данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.2007 № 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости установлено, что для снижение и поддержание цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе заключать на определенный срок, но не позднее чем на срок до 30.04.2008, соответствующие соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами.

Соглашения заключаются в письменной форме и предусматривают меры, предпринимаемые сторонами по снижению и (или) поддержанию цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В соглашениях определяются обязательные условия для обеспечения конкуренции.

Федеральной антимонопольной службе предложили разработать и направить исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по существенным условиям соглашений.

В таких рекомендациях указано, что Соглашения не должны содержать ограничений по вывозу продовольственных товаров за пределы региона, а также ограничений по вывозу таких товаров из других регионов Российской Федерации.

Из Соглашения следует, что оно является основанием для участия в биржевых торгах, обязанность предоставить для участия в биржевых торгах письмо с указанием не означает, что подобное условие должно быть оговорено в Соглашении.

Таким образом, само Соглашение не свидетельствует о совершении Правительством КЧР и обществом действий, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Соглашение, результаты биржевых торгов ни кем не оспорены.

Таким образом, выводы суда, первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение следует отменить на основании п. 2 ст. 270 АПК РФ и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 266,268,269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1216/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 11.09.2008 по делу № 19 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 22.09.2008.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующий:                                                                  С. А. Параскевова   

         Судьи:                                                                                                 З. М. Сулейманов

           

                                                                                                                      Н. В. Винокурова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А61-1805/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также