Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А15-1260/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки

Дело №   А15-1260/2008

22

января

2009 года

 

Резолютивная часть постановления оглашена

19 января 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено

22 января 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный  апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Афанасьевой Л.В., Фриева А.Л.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Валиевой К.А.-А.

С участием в заседании представителей:

от заявителя

Абрамов И.Д., Магомедов Ш.Г. - представители по доверенностям (копии в деле)

от заинтересованного лица:

не явились, извещены

от третьих лиц:

не явились, извещены

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан

на

решение

Арбитражного суда Республики Дагестана от 14.10.2008

по делу

№ А15-1260/2008

под председательством судьи Ахмедова Д.А.

по заявлению Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 23»

к Правительству Республике Дагестан

3-и лица: администрация  муниципального образования «город Хасавюрт»;

       Министерство образования и науки Республики Дагестан;

       Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан

о

признании недействительным ненормативного акта органа государственной власти

 

 

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 23» (далее – заявитель, Учреждение, Профучилище) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 № 147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище № 23» г. Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт» (с учетом уточнения).

По мнению заявителя, спорный ненормативный акт Правительства Республики Дагестан (далее – Правительство РД) является незаконным, поскольку издан в нарушение требований законодательства, без согласия учреждения.

К участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация  муниципального образования «город Хасавюрт» (далее – Администрация), Министерство образования и науки Республики Дагестан (Далее – Минобразования РД, апеллянт), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан (далее – Минимущество РД).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным постановление Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 № 147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище № 23» г. Хасавюрт в ведение муниципального образования «город Хасавюрт», как несоответствующее требованиям ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, определяющего условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность. С Правительства РД в пользу ГОУ НПО «Профучилище № 23» взысканы судебные расходы в размере 3.000 руб.

Суд исходил из того, что для передачи имущества Профучилища в муниципальную собственность необходимо согласие учреждения, в оперативном управлении которого находится спорное имущество. Обосновывая данный вывод, суд первой инстанции применил статью 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), согласно данной статье переходный период, в течение которого подлежит реализации реформа местного самоуправления, установлен до 01.01.2009; часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление Правительства РФ N 374), определяющие условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. Кроме того, суд сослался на правовую позицию по данному вопросу, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Не согласившись с таким решением, Минобразования РД обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. По мнению подателя жалобы, процедура передачи спорного имущества в муниципальную собственность была соблюдена; передаваемое имущество необходимо Администрации МО «город Хасавюрт» для решения вопросов местного значения. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил к рассматриваемому спору позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.06.2006 № 8-П, поскольку это противоречит положениям Гражданского Кодекса РФ.

Администрация муниципального образования «город Хасавюрт» представила отзыв на апелляционную желобу, в котором поддержала изложенную в ней позицию. По мнению Администрации, решение Арбитражного суда Республики Дагестан подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, просит оставить решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители Учреждения озвучили позицию, изложенную в отзыве на жалобу.

Правительство РД и третьи лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в суд полномочных представителей не направили. В порядке ст. 156 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей заявителя, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 23                г. Хасавюрта» является учреждением начального профессионального образования. Функции учредителей Учреждения осуществляют Правительство Республики Дагестан и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан. За учреждением в целях обеспечения его образовательной деятельности на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся на его балансе и являющееся государственной собственностью Республики Дагестан.

07 мая 2008 года администрация муниципального образования «город Хасавюрт» обратилась к Президенту РД и Правительству РД с просьбой, в порядке эксперимента, рассмотреть возможность передачи Профтехучилища № 23 г. Хасавюрта на баланс муниципального образования (том 1 л.д. 118).

Постановлением Правительства РД от 14.05.2008 № 147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище № 23» г. Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт» приняты предложения Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан и администрации муниципального образования «город Хасавюрт» о передаче в установленном порядке государственного учреждения «Профессиональное училище № 23» г.Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт» (далее – постановление № 147 от 14.05.2008).

Указанным министерствам поручено обеспечить в установленном порядке безвозмездную передачу имущества государственного учреждения в собственность муниципального образования «город Хасавюрт» до 01.09.2008. Администрации муниципального образования «город Хасавюрт» предложено осуществлять финансирование переданного государственного учреждения с 01.09.2008.

Учреждение полагая, что ненормативный правовой акт Правительства РД от 14.05.2008 № 147 не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 12.10.2005) органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества субъекта федерации, предназначенного для решения вопросов местного значения. В переходный период до регистрации права собственности органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать это имущество для решения вопросов местного значения. В соответствии со статьей 83 Закона, он вступает в силу с 01.01.2009, кроме положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу. Переходный период устанавливается со дня официального опубликования Закона до 01.01.2009.

Согласно части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами субъектов федерации. Этими решениями утверждаются перечни передаваемого имущества либо перечни передаваемых государственных предприятий, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта федерации в муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" к необходимым для принятия решения документам, в частности, отнесены предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта в муниципальную собственность и согласие (письмо) государственного предприятия на передачу имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления.

Из приведенных положений законодательства следует, что для реализации положений статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ необходима совместная с субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а в рассматриваемом случае и с государственным предприятием, процедура согласования и определения конкретных имущественных объектов, которые действительно необходимы для выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением.

Суд первой инстанции сделал соответствующий представленным в деле доказательствам вывод о том, что при передаче имущества не были соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 поскольку  согласование с государственным  учреждением такой передачи не было, предложение госоргана и утвержденного перечня передаваемого имущества не имелось.

При этом судом правильно учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, согласно которой, положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности либо в собственности субъекта РФ имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества игнорируя согласие государственного предприятия.

Довод подателя жалобы о том, что данное Определение относится только к обстоятельствам передачи муниципального имущества в федеральную собственность и не распространяется на рассматриваемые в настоящем споре правоотношения по передаче имущества субъекта РФ в муниципальную собственность противоречит общим принципам гражданского законодательства, установленным статьей 1 ГК РФ.

Поскольку обжалуемый судебный акт содержит выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а также принят с учетом общего конституционно-правового смысла части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленного Определением от 07.12.2006 N 542-О Конституционного Суда Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А15-453/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда 1-й инстанции  »
Читайте также