Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу n А63-8954/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-14,

e-mail: [email protected]

                                  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Арбитражного суда апелляционной инстанции

 

17 декабря 2008 года                                                                                                       г. Ессентуки

Дело № А63-8954/2008-С1-35

Апелляционное производство №16АП-2408/08 (1)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2008 года.

                                                    

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Афанасьевой  Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л., рассмотрев   в открытом судебном заседании апелляционную    жалобу

Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2008 по делу № А63-8954/2008-С1-35 по заявлению Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ,                     г. Ставрополь  к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г.  Ставрополь, третьи лица: Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Северо-Кавказского банка Сберегательного банка РФ, г. Ставрополь, Министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь о взыскании расходов по выплате пособий, произведенных с нарушением требований законодательства,

при участии в судебном заседании представителей:

от  Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Дьяченко С.И. (доверенность от 27.05.2008 № 23 сроком действия до 31.12.2008), Ковалев О.Ю. (доверенность от 31.01.2008 № 1 сроком действия до 31.12.2008);

от Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края - Сафонова И.В. (доверенность от 30.01.2007 № 460-02 сроком действия по 31.12.2008), Чижик Е.В. (доверенность от 30.09.2008 № 7483-02 сроком действия по 31.12.2008);

от Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) в лице Северо-Кавказского банка Сберегательного банка РФ -  не явились, извещены;

от Министерства финансов Ставропольского края - не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Ставрополь (далее – Фонд, истец), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – Министерство, ответчик); третьи лица: Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ, в лице Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ, г. Ставрополь; Министерство финансов Ставропольского края, о взыскании расходов по выплате пособий, произведенных с нарушением требований законодательства, в сумме 266 636 рублей 03 копейки. Заявление мотивировано тем, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, произвел необоснованные выплаты пособий, суммы которых Фондом не приняты к зачету и подлежат взысканию с ответчика.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2008 по делу               № А63-8954/2008-С1-35 в удовлетворении исковых требований  отказано. Производство по делу в части взыскания денежных средств в сумме 48 644 рубля 64 копеек прекращено, в связи с отказом истца от части исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Судебный акт мотивирован тем, что Фондом не доказан факт нецелевого использования заявленных денежных средств, поскольку средства были израсходованы на цели, соответствующие условиям их получения.

Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.  Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не исследованы все обстоятельства дела и представленные доказательства, подтверждающие нецелевые выплаты пособий Министерством и районными, городскими управлениями.  

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Фонда доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представители Министерства против доводов апелляционной жалобы возражали, поддержали доводы отзыва на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третьи лица - Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Северо-Кавказского банка Сберегательного банка РФ, Министерство финансов Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили,  о причинах неявки суд не известили. Отзывов на жалобу не представили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2008 по делу № А63-8954/2008-С1-35 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.  

Как следует из материалов дела, 19.01.2007 Фонд и Министерство заключили договор № 8 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с условиями договора Фонд обязался осуществлять ежемесячное перечисление средств, поступивших из федерального бюджета на основании заявок, представленных Министерством, на банковский счет последнего для выплаты указанного пособия. Пунктом 4 договора предусмотрено право фонда осуществлять контроль за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных для выплаты данного пособия (том 3, л.д. 1-3).

В связи с введением с 01.01.2007  ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006  № 866 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и типовая форма договора между региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил, действовавшего на момент возникновения спорных  правоотношений, устанавлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделов Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, исходя из размеров, назначенных получателям пособия в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

При осуществлении контроля за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных для выплаты пособия, Фондом были установлены расходования средств, с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также не подтвержденных документами в установленном порядке за 1 полугодие 2007 года на сумму 231 219 рублей 05 копеек, которая состоит из следующих выплат: пособия гражданам, которые получали пособия по безработице, в размере 190 583 рубля 42 копейки; 18 031 рубль 43 копейки – сумма пособия, выплаченного лицам, получавшим пособие по беременности и родам по последнему месту работы; 4 548 рублей – сумма пособия, излишне выплаченного в связи со смертью ребенка; 18 055 рублей 81 копейка – сумма пособий, излишне уплаченная. Проверкой за 4-й квартал 2007 года был выявлен факт необоснованной выплаты пособий на сумму 105 738 рублей 78 копеек.

По результатам проверок Фондом приняты решения о непринятии расходов, произведенных Министерством за счет средств, полученных на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, и обращании в суд с иском о взысканиии необоснованно выплаченных пособий на общую сумму 266 636 рублей 03 копеек, которая в последующем была изменена до 217 991 рубля 39 копеек.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из слудующих установленных обстоятельств.

Статьей 19 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключения счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок назначения и выплаты рассматриваемого пособия регулируется Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865.

Пунктом 36 Положения устанавлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения пособия по безработице. Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (п. 37).

Пунктом 50 Положения определен перечень документов, подлежащих предоставлению для назначения пособия. Обязанность извещать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращения их выплаты, возложена на получателей (п. 57).

Статьей 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Органами социальной защиты произведены выплаты пособий гражданам, которые получали пособие по безработице; лицам, получавшим пособие по беременности и родам по последнему месту работы; в связи со смертью ребенка; либо пособие было не подтверждено всеми требуемыми документами.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Министерство предпринимает меры, предусмотренные действующим законодательством, для возврата излишне выплаченных сумм пособий, которые были допущены по вине получателей пособий (т. 2, л. д. 132-133, 141).

Доказательств, подтверждающих вину работников Министерства в выплате излишних сумм пособий в материалы дела суду первой инстанции не представлено.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном размере лицом, причинившим вред.

Исходя из заявленных материально-правовых требований предмет доказывания по делу составляют следующие обстоятельства: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между наступлением вреда и действиями причинителя вреда,  вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.

Судом первой инстанции правильно указано о том, что удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности указанных условий ответственности.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства излишне выплаченных  пособий свидетельствуют о нарушении порядка выплаты пособий, установленного действующим законодательством, который не соответствует условиям, необходимым для применения ст. 1064 ГК РФ, поскольку факт причинения вреда действиями ответчика, а также его вина отсутствуют.

Кроме того, ст. 19 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлен порядок возврата излишне выплаченных средств, который применяется Министерством для возврата денежных средств и зачисления в счет будущих платежей или для перечисления на счет Фонда.

Таким образом, судом первой инстанции не установлены обстоятельства нецелевого использования Министерством перечисленных Фондом денежных средств на выплату пособий на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Следовательно, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении  исковых требований.

Производство по делу в части взыскания 48 644 рубля 64 копеек правомерно прекращено судом первой инстанции,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу n А15-1049/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также