Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу n А61-1473/08-4. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Ессентуки                                                                                               Дело № А61-1473/08-4

06 ноября 2008 г.                                                                                                Вх.16АП-2192/08

 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фриевым А.Л.,

рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Осетия-Энергосети» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2008г. по делу № А61-1473/08-4 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Осетия-Энергосети» к ответчику Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2008г. о привлечении к административной ответственности по статье 19.8. КоАП РФ,

при участии в заседании:

от ООО «Осетия-Энергосети»: Лолаева А.М. – по доверенности № 89 от 22.09.2007г.,

от УФАС по РСО-Алания: Келехсаева А.Ш. – по доверенности № 7 от 10.09.2007г., Дзеранов Ш.Г. – по доверенности № 5 от 05.08.2008г.,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Осетия-Энергосети» (далее ООО «Осетия-Энергосети») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее УФАС по РСО-Алания) от 19.08.2008г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8. КоАП РФ в размере 400 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2008г. ООО «Осетия-Энергосети» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания от 19.08.2008г. о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, ООО «Осетия-Энергосети» подало апелляционную жалобу. Заявитель считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене по тем основаниям, что судом первой инстанции не в полной мере выявлены обстоятельства, имеющие значение для данного дела. В обосновании своих доводов, заявитель ссылается на то, что при рассмотрении дела, судом первой инстанции не было принято во внимание то, что ООО «Осетия-Энергосети» является субъектом естественной монополии, а обязанность контроля за деятельностью естественных монополий, согласно положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный приказом ФАС РФ № 324 от 15.12.2006г., возложена на территориальные органы ФАС, из чего следует, что при привлечении к административной ответственности ООО «Осетия-Энергосети», органами УФАС были неправильно квалифицированы действия заявителя по пункту 5 статьи 19.8. КоАП РФ, их следовало квалифицировать на основании вышеизложенного, по пункту 2 статьи 19.8. КоАП РФ, что само по себе влечёт за собой признание постановления УФАС от 19.08.2008г. незаконным. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, заявление о признании незаконным и отмене постановления УФАС о наложении административного штрафа удовлетворить.

Представитель ООО «Осетия-Энергосети» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Представители УФАС по РСО-Алания в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2008г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании статьи 25 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в связи с анализом состояния конкурентной среды на розничных рынках купли-продажи (поставки) электрической энергии УФАС по РСО-Алания направило в ООО «Осетия-Энергосети» запрос о предоставлении информации от 05.06.2008г. № 541. Запрос получен обществом 10.06.2008г.

Согласно запросу ООО «Осетия-Энергосети» было предложено в срок до 15.07.2008г. представить в УФАС по РСО-Алания информацию об объемах оказанных услуг по передаче электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. и в период с 01.01.2008г. по 30.06.2008г., а также: копии договоров с энергосбытовыми организациями; указать зоны деятельности сетевой организации; заверенные надлежащим образом копии учредительных документов ООО «Осетия-Энергосети».

В указанный в запросе срок ООО «Осетия-Энергосети» не представило запрашиваемую информацию, в связи с чем 04.08.2008г. УФАС по РСО-Алания составлен протокол № 46-08/К-08 об административном правонарушении, на основании которого постановлением от 19.08.2008г. общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением ООО «Осетия-Энергосети» обжаловало его в суд.

При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Частью 5 статьи 19.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Пунктом 1 статьи 25 Закона № 135-ФЗ установлено, что коммерческие организации и некоммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Таким образом, законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его деятельности, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, за неисполнение которой частью 5 статьи 19.8. Кодекса предусмотрена административная ответственность.

Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.

В силу частей 3-5 статьи 28.2. КоАП РФ законные представители юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, вправе присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, представлять объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, который подписывается им, а в случае отказа законного представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Вместе с тем статья 28.2. КоАП РФ не исключает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Согласно части 2 статьи 25.1. КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, но лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Дело об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено в отношении ООО «Осетия-Энергосети».

Из материалов дела видно, что уведомлением от 25.07.2008г. № 916 УФАС по РСО-Алания предложило законному представителю ООО «Осетия-Энергосети» или уполномоченному представителю с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве, включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2. КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1. КоАП РФ, явиться в 04.08.2008г. в 10 часов 15минут в Управление Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Указанное уведомление направлено заказным письмом по юридическому адресу общества и вручено ему 01.08.2008г, что усматривается из почтового уведомления № 36201904000980.

Однако законный представитель или уполномоченный на участие в административном производстве представитель ООО «Осетия-Энергосети» в указанное время не явился, в связи с чем, 04.08.2008г. в отсутствие представителя общества УФАС по РСО-Алания был составлен протокол об административном правонарушении № 46-08/К-08 от 04.08.2008г.

Протокол об административном правонарушении направлен в адрес ООО «Осетия-Энергосети» заказным письмом и получен обществом 08.08.2008г., что усматривается из почтового уведомления № 36201904001550.

Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.08.2008г. на 10 часов 00 минут, о чем указано в протоколе об административном правонарушении № 46-08/К-08.

Таким образом, материалами дела подтверждается также и надлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

19.08.2008г. в отсутствие законного представителя общества УФАС по РСО-Алания вынесено постановление о привлечении ООО «Осетия-Энергосети» к административной ответственности по части 5 статьи 19.8. КоАП РФ. Копия постановления направлена ООО «Осетия-Энергосети» заказным письмом с уведомлением.

При таких обстоятельствах с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 (в редакции постановлений № 42 и № 46), протокол об административном правонарушении от 18.12.2007г. следует считать составленным в соответствии с требованиями статей 25.1., 25.4., 26.3. и 28.2. КоАП РФ, так как ООО «Осетия-Энергосети» было уведомлено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Заявитель в исковом заявлении сослался на нарушение УФАС по РСО-Алания административно-процессуальных сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 29.11. КоАП РФ.

В части 2 статьи 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанному лицу в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Судом первой инстанции было установлено, что копия постановления от 19.08.2008г. по делу об административном правонарушении была направлена ООО «Осетия-Энергосети» 29.08.2008г., о чем свидетельствует копия заказного письма № 36201901009276.

По смыслу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение либо нарушение административным органом требований части 2 статьи 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (порядок вручения или отправки вынесенного постановления по делу об административном правонарушении) не могут рассматриваться как имеющие самостоятельное правовое (процедурное) значение для оценки законности постановления о привлечении к административной ответственности (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, вышеназванные доказательства подтверждают надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.

Вместе с тем заявителем не оспаривается тот факт, что по требованию антимонопольного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу n А25-925/08-7. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также