Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А25-671/08-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, т. (879-34) 6-03-31, е-mail: [email protected]

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                         Дело № А25-671/08-13

Апелляционное производство № 16АП-2127/08 (1)

05 ноября 2008 года  

        Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Параскевовой С. А.

судей:   Сулейманова З. М. (докладчик),  Баканова А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановым Ю.Ю.

при участии в судебном заседании представителей:

от ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» Катчиева Л.А. (доверенность № б/н от 02.10.2008г.),

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов имущественных отношений КЧР на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008 г. по делу № А25-671/08-13 по иску ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» к Министерству финансов имущественных отношений КЧР о взыскании выпадающих доходов, при участии третьего лица Министерства труда и социального развития КЧР,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Карачаево-Черкесскэнерго» (далее - истец, общество) обратилось с иском к Министерству финансов и имущественных отношений КЧР (далее - ответчик) о взыскании задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005г. №7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (далее - Закон №7-РЗ) за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 в сумме  6 949 914 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство).

Решением арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики исковые требования удовлетворены.

Принимая такое решение суд исходил из того, что материалами дела доказано представление обществом во  исполнение Закона КЧР от 12.01.2005 №7-РЗ «О мерах  социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» предоставило льготы реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами или инвалидами, а ему выпадающие доходы  не  возмещены.

Не согласившись с принятым решением ответчик обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт,  обосновав свою позицию тем, что судом не правильно применены нормы материального права. В жалобе указано, что бюджетные ассигнования в переделах лимитов бюджетных обязательств истцу были оплачены, а установленная судом кредиторская задолженность должна быть  отражена при формировании закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст.156 АПК РФ.

Представитель истца просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Как следует из материалов  дела, истцом заявлены к возмещению выпадающие доходы, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005г. №7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Согласно п.1 ст. 2 Закона №7-РЗ реабилитированные лица являющиеся пенсионерами или инвалидами, имеют право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе электрической энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда и распространяются на членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.

Указанные льготы в порядке п. 3 указанной статьи распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.

Общество во исполнение названного закона предоставило льготы реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами или инвалидами по спискам, представленным районными (городскими) управлениями труда и социального развития.

Общий объем невозмещенных выпадающих доходов по подсчетам истца (с учетом уточнения исковых требований) за 2006 год и сентября по декабрь 2007 года составил 6 949 914, рублей 13 копеек.

В обоснование размера заявленных требований общество предоставило в суд акты оказанных услуг за спорный период и акты сверки выпадающих доходов, подписанные обществом и Министерством; счета на возмещение выпадающих доходов, платежные документы, подтверждающие частичное их возмещение ответчиком (л.д.14-71,113).

Списки льготников; копии извещений, подтверждающих частичную оплату гражданами услуг энергоснабжения; реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки; реестры квитанций об оплате за потребленную электроэнергию гражданами; документы, подтверждающие прав на льготу в связи с большим объемом первичной бухгалтерской документации представлены в суд в подлинном экземпляре, исследованы судом в качестве письменных доказательств и приобщены к материалам дела в порядке п.10 ст. 75 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается  рассмотрение  дела  (протокол судебного заседания от 28.08.2008г., л.д.115)

При исследовании судом указанных доказательств, которые также были исследвоаны апелляционным судом, установлено, что в них содержится информация о фамилии, имени, отчестве, месте жительства граждан, подпадающих под действие льгот; номера удостоверений и других документов, подтверждающих право на льготу; объем фактически потребленной электроэнергии; полная стоимость предоставленной истцом услуги и сумма выпадающих доходов, подлежащих возмещению из бюджета; данные о составе семьи и количестве льготников; номера счетов граждан-льготников.

Судом установлено, что общество предоставило реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами и инвалидами, льготы по оплате электрической энергии на сумму 9 362 925, 29 рублей в 2006 году и на сумму 4246467, 24 рублей с сентября по декабрь 2007 года, из которой ответчиком в 2006 году компенсировано 6 659 478, 40 рублей, в связи с чем возмещению подлежит 6 949 914,13 рублей..

Ответчиком по результатам ознакомления с материалами первичной бухгалтерской документации контррасчет суммы иска не представлен, возражений по объему предоставленных услуг и заявленной к взысканию суммы компенсаций не заявлено.

В соответствии со ст. 4 Закона №7-РЗ средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную денежную выплату реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики.

В целях исполнения Закона №7-РЗ постановлением Правительства КЧР от 26.02.2006 №51 утвержден Порядок финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Согласно п.п.2 и3 указанного постановления Распорядителем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование мер социальной поддержки является Министерство труда и социального развития КЧР, финансирование же указанных средств осуществляет Министерство финансов и имущественных отношений КЧР в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке на лицевой счет Распорядителя средств.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истцом  избран  надлежащий  способ  защиты  права и определен надлежащий ответчик.

В соответствии с указанным Порядком предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют Распорядителю средств счета-фактуры и реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки.

Распорядитель средств проверяет обоснованность предоставления мер социальной поддержки и ежемесячно до 1 числа текущего месяца направляет в Министерство финансов и имущественных отношений КЧР сводную заявку в разрезе предприятий и видов услуг на финансирование вышеуказанных расходов на текущий месяц.

Министерство финансов и имущественных отношений КЧР на основании представленных Распорядителем средств заявок осуществляет финансирование на лицевой счет Распорядителя средств.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что установленный порядок возмещения выпадающих доходов соблюден, выделенные из республиканского бюджета в спорный период средства, предусмотренные на указанные цели, министерством израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением, однако выделенных средств оказалось недостаточно.

В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию

не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенных на него обязанностей. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Довод ответчика о выполнении им своих обязанностей в полном объеме в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2006-2007г.г. суд обоснованно не  принял во внимание. Право требования возмещения с Карачаево-Черкесской Республики понесенных организациями (предприятиями) расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Карачаево-Черкесской Республики по возмещению расходов организациям (предприятиям) обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Карачаево-Черкесской Республики может быть прекращено только путем его исполнения.

  Таким образом, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал все обстоятельства дела, правильно применил материальное право, нарушений процессуальных норм не допущено, его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда  не имеются.   

           Судом апелляционной инстанции проверены доводы апелляционной жалобы и не приняты во внимание как необоснованные. Они же были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая  оценка.

Руководствуясь статьями 266,268-269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый  арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда  Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008 г. по делу № А25-671/08-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующий                                                                 С.А. Параскевова

Судьи                                                                                               З.М.Сулейманов

                                                                                                          А.П. Баканов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А15-984/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также