Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А25-672/08-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОНЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8(87934) 6-03-31, e-mail: [email protected]

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А25-672/08-13

31 октября 2008 г.                                                                                     Вх.16АП-2128/08

Резолютивная часть постановления объявлена  31 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л. (докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В.,  Мельникова И.М.,

при ведении протокола судьей Фриевым А.Л.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008. по делу № А25-672/2008-13 по исковому заявлению ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» к Министерству финансов и имущественных отношений КЧР  с участием 3-го лица Министерства труда и социального развития КЧР  о взыскании выпадающих доходов в размере 1 179 223 руб.

при участии в заседании:    

от истца: Катчиева Л.А. – по доверенности от 02.10.2008.,

от ответчика: не явились, извещено 15.10.08, просит рассмотреть без их участия,

от 3-го лица: не явились, извещено 15.10.08,

 

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики  с иском к ответчику Министерству финансов и имущественных отношений КЧР с требованием о взыскании  1 179 223 руб. 69 коп. (по уточненным исковым требованиям) задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате за поставленную в 2006-2007 г.г. электроэнергию в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005. №43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами».

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство труда и социального развития КЧР.

Решением Арбитражного суда КЧР от 01.09.2008.  иск удовлетворен, с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений КЧР в пользу ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» взыскано 1 179 223 руб. 69 коп.  задолженности.

Судебный акт мотивирован тем, что требование общества о взыскании выпадающих доходов является обоснованным и подтвержденным первичными материалами дела. Суд пришел к выводу о необходимости взыскания убытков за счет казны субъекта РФ - Карачаево-Черкесской Республики, поскольку возникли в связи с исполнением закона субъекта.

Министерство финансов и имущественных отношений КЧР обжаловало данное решение суда. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в бюджете на 2007 год не было предусмотрено расходование данной суммы. Оплата денежных средств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований. Выделенные бюджетные ассигнования были оплачены истцу. Суд при вынесении решения не учел данные обстоятельства.

Представитель истца просил оставить решение суда без изменения,  а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Другие представители лиц, участвующих в деле,  в судебное заседание не явились. Министерство финансов и имущественных отношений КЧР просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Рассмотрев апелляционную жалобу, а также материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о законности и обоснованности принятого по делу решения, в связи с чем оснований для его отмены либо изменения отсутствуют.

Как видно из материалов дела, истцом заявлены к возмещению выпадающие доходы, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005г. №43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами».

Согласно п.2 ст. 2 Закона №43-РЗ многодетным семьям и семьям, в которых один или оба родителя являются инвалидами, гарантируются в первоочередном порядке скидка в размере 30 процентов оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Общество во исполнение названного закона предоставило льготы указанной категории лиц по спискам, представленным районными (городскими) управлениями труда и социального развития. Размер убытков в виде не возмещенных выпадающих доходов по уточненным расчетам истца за 2006 и 2007 годы составил 1 179 223 рублей 69 копеек. Суд установил, что согласно расчетам истца размер выпадающих доходов за 2006-2007г.г. подтверждается представленными первичными документами  на сумму 1 300 331 руб. 59 коп. Поскольку ответчик оплатил 121 107 руб. 90 коп., сумма задолженности составила 1 179 223 рублей 69 копеек, которую просил взыскать истец.

В обоснование размера заявленных требований общество представило в суд акты оказанных услуг за спорный период и акты сверки выпадающих доходов, подписанные обществом и Министерством; счета на возмещение выпадающих доходов, платежные документы, подтверждающие частичное их возмещение ответчиком (л.д.13-35,71).

Списки льготников; копии извещений, подтверждающих частичную оплату гражданами услуг энергоснабжения; реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки; реестры квитанций об оплате за потребленную электроэнергию гражданами; документы, подтверждающие прав на льготу представлены в суд в подлинниках, которые исследованы судом в качестве письменных доказательств и приобщены к материалам дела.  При исследовании судом указанных доказательств, установлено, что в них содержатся сведения о гражданах, подпадающих под действие льгот; документах, подтверждающих право на льготу; объемах фактически потребленной электроэнергии; полной стоимости предоставленной истцом услуги и сумма выпадающих доходов, подлежащих возмещению из бюджета; данные о составе семьи; номера счетов граждан-льготников.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела  возражений по объему предоставленных услуг и заявленной к взысканию суммы компенсаций ответчиком не заявлено. Согласно  статье 3 Закона №43-РЗ финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством республиканского бюджета. В целях исполнения Закона №43-РЗ постановлением Правительства КЧР от 26.02.2006 №51 утвержден Порядок финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Согласно п.п.2 и3 указанного постановления Распорядителем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование мер социальной поддержки является Министерство труда и социального развития КЧР, финансирование же указанных средств осуществляет Министерство финансов и имущественных отношений КЧР в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке на лицевой счет Распорядителя средств.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом избран надлежащий способ защиты права и определен надлежащий ответчик.

В соответствии с указанным Порядком предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют Распорядителю средств счета-фактуры и реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки.

В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Суд, хотя и не привлек публично-правовое образование – КЧР в качестве ответчика по делу, однако обоснованно произвел взыскание с казны публично-правового образования, в связи с чем допущенное нарушение не привело к принятию неправильного решения.

Правомерно отклонен довод ответчика о выполнении им своих обязанностей в полном объеме в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2006-2007г.г., поскольку право требования возмещения с Карачаево-Черкесской Республики понесенных организациями (предприятиями) расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Карачаево-Черкесской Республики по возмещению расходов организациям (предприятиям) обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Карачаево-Черкесской Республики может быть прекращено только путем его исполнения. Аналогичным образом, не может быть освобождено от соответствующей обязанности по возмещению доходов и в случае отсутствия денежных средств в бюджете субъекта на указанные цели.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются надлежащими первичными доказательствами, приобщенными к данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 267, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

1. Решение Арбитражного суда карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008. по делу №А25-672/2008-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                    А.Л.Фриев

 Судьи                                                                                                 Л.В.Афанасьева

                                                                                                       

                                                                                                            И.М.Мельников    

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А22-537/08/7-57. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также